Летим по Невскому

СПб. «Вот едете вы, а впереди пост ГАИ.Закрылки приподнял — и полетел дальше», — рассказывает Виктор Коноваленко, председатель Петербургского союза изобретателей.

Ученый изобрел и запатентовал летающий автомобиль — автолет, он же авиетка, он же флаер.
В ближайшие годы Петербург может превратиться из автосборочного конвейера в настоящую столицу автомобилестроения. Сразу несколько центров работают над созданием здесь автомобиля будущего. Недавно Михаил Прохоров, глава группы «Онэксим», объявил о намерении создать бюджетный автомобиль. Считается, что заказ получит петербургский холдинг «Яровит–моторс». В компании отказались от подробных комментариев, но подтвердили, что работа над созданием автомобиля ведется. Это будет гибридный автомобиль, или электрокар, созданный конструкторами холдинга. В производство машину запустят через 2 года.
Эко&эго
Первый электромобиль появился в Ленинграде еще в начале перестройки. «АвтоВАЗ изготовил несколько штук на базе «Оки». Тогда на нем стояли никель–кадмиевые, никель–цинковые аккумуляторы», — рассказывает Александр Элизов, доцент Политехнического университета. Ученый возглавляет группу по созданию электроскутера «Кенгуру» для людей с ограниченной подвижностью. Это машина на электроприводе с литий–ионной батареей. У нее 11 электромоторов, 14 микропроцессоров, бортовой компьютер истребителя–штурмовика «Су–25».
По словам Элизова, «Кенгуру» превосходит западные аналоги. В отличие от ближайшего аналога — Segway Дина Кеймена, электроскутер поднимается по лестнице «лицом вперед». Основные энергозатраты приходятся как раз на подъем, но «Кенгуру» способен доскакать до сотого этажа или перемещаться в нормальном режиме в течение целого дня.
От электроскутера рукой подать до автомобиля будущего. Дизайнеры многочисленных бюро видят его одноместным, напоминающим сани бобслеиста или капсулу инопланетянина. Меньше объема — больше маневренности и экологичности.
Фамилию олигарха, заказавшего скутер, ученые просили не называть, но между собой говорят о нем как о «командире Б.». По предварительным расчетам, в рознице машина будет стоить не менее $30 тыс. Сейчас олигарх пытается наладить массовое производство. От технологий, заложенных в «Кенгуру», рукой подать до суперсовременного одноместного электрокара.
Автолет
Изобретатель Виктор Коноваленко полагает, что обычный автомобиль, перемещающийся только по горизонтали, будущим не будет востребован. Дорожная инфраструктура не выдержит увеличивающейся нагрузки. Он запатентовал способ создания автомобиля, способного подняться, по его словам, на любую высоту и перелететь хоть гаишника, хоть пробку.
Автомобиль «летает» за счет взаимодействия двух воздушных потоков и обтекания верхней поверхности крыла при мощности двигателя 68 кВт. Коноваленко сравнивает это с бароном Мюнхгаузеном, который сам себя вытащил из болота за волосы.
«300 кг подъемной силы можно получать с 1 м2 скорости, приемлемой для гаишников, то есть 54 км/ч. Считайте: «Жигули», «Москвич» — минимум 6 м2. Подъемная сила — 2 тыс. кг. Хватит? Хватит. Значит, никаких крыльев не нужно. Достаточно, чтобы контур имел вот такую форму, — изобретатель проводит на чертеже контур, напоминающий кита в профиль. — Вот расчеты».
Изобретатель уверен, что где–то через 20–30 лет, когда появятся «легонькие» аккумуляторы, наступит эра флаеров. Тогда Россия может обойтись без дорог, а дураков можно оставить.
Солнцеподобный
Помимо электроскутера в Политехе доводят до ума и солнцемобиль. В марте прошлого года студенты и преподаватели апгрейдили двухместный немецкий автомобиль «Пингвин», оснастив его электромотором и солнечными батареями, располагающимися на капоте.
Модель не отличается свежестью дизайна и совсем не напоминает космолеты или хотя бы спортивные сани, но в качестве первого опыта, наверное, хороша.
«В будущем уже не будет автомобиля, как и самолета и морского судна. Эти виды транспорта сольются в единое транспортное средство. Это будет нечто похожее на летающую тарелку. Американцы создали такой аппарат 20 или 30 лет назад. Это была подводная лодка, надводный корабль и летательный аппарат. Ни один из видов войск не взял его тогда на вооружение, потому что он уступал каждому из видов техники в отдельности. Он не был по техническим параметрам лучше, чем самолет, подводная лодка или космический аппарат.
Другой вариант — ранцевое транспортное средство. Рюкзачок на плечи надел, антигравитационную кнопку нажал — и полетел. Читайте фантастику, убежден Александр Семенов, конструктор и доцент кафедры колесных и гусеничных машин Политеха.
Зарубежные автомобилестроители, так же как и петербургские компании, наперегонки проектируют машину будущего. Эта Honda на солнечных батареях участвовала в 3000–километровом пробеге по дорогам Австралии.
Фото: reuters