Доплатить за причал

СПб. Арбитражный суд СПб принял к рассмотрению иски ФГУП «Росморпорт» к городским портовикам с требованием вернуть 605 млн рублей по долгам за аренду причалов, накопившимся с 2004 г.

В исках ФГУП «Росморпорт», которое с 2005 г. ведает всеми государственными причалами в российских портах, речь идет о взыскании сумм необоснованного обогащения. Глава петербургского филиала ФГУП Анатолий Савкин говорит, что речь идет о долгах, накопившихся с 2004 г.
«Росморпорт» неоднократно заявлял, что арендные ставки за причалы крайне низки. К примеру, за аренду шести причалов Рыбного порта их оператор еще недавно платил $30 тыс. в год.
В 2006 г. сборы по арендной плате за все морские причалы в РФ составляли 300 млн рублей в год. Такая маленькая сумма объяснялась методикой расчета, основанной на остаточной стоимости причалов с учетом износа. Как объясняют юристы местного филиала ФГУП, в 2007 г. прокуратура оспорила в суде законность действовавших на тот момент договоров аренды на том основании, что они не были согласованы с собственником причалов — Росимуществом. После этого «Росморпорт» привлек консультантов для оценки реальной величины аренды, и в итоге цены были повышены. А то, что все эти годы стивидоры работали по недействительным по решению суда договорам, дало повод потребовать оплаты аренды по нынешним ставкам.
Пресс–служба ОАО «Морской порт СПб» передала мнение председателя совета директоров группы Игоря Федорова, который уверен, что никакой задолженности перед «Росморпортом» у компании нет. В ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» напоминают, что в 2008 г. с «Росморпортом» даже был заключен новый договор аренды по уже актуальным ставкам, и нынешние претензии вызывают удивление. В ОАО «Уралкалий», которому принадлежит «Балтийский балкерный терминал», эту тему комментировать не стали.
Примечательно, что самые крупные требования «Росморпорта» — на 460 млн рублей — получили компании группы «Морской порт СПб», принадлежащие миллиардеру Владимиру Лисину. И именно в фирме «Морской порт СПб» работал до 2004 г. нынешний глава «Росморпорта» Игорь Русу. Он едва ли не лучше всех в Петербурге знает о действовавших в начале 2000–х механизмах получения стивидорами причалов в аренду и о реальной прибыли, которую они приносят. Его петербургский телефон вчера молчал, а в его приемной соединить с ним отказались. В местном филиале «Росморпорта» подчеркивают, что нынешние иски — инициатива центрального аппарата ФГУП.
Основные суммы по перерасчету предъявлены структурам миллиардера Владимира Лисина.
Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Игорь Русу.
фото: итар–тасс
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты