О причинах милицейской преступности

Дня не проходит, чтобы в СМИ не появилось сообщения о преступлениях, совершенных сотрудниками милиции.

Есть такая наука — криминология, она изучает, в частности, преступления, их причины, виды взаимосвязи с различными явлениями и процессами. Вот как выглядят такие преступления с криминологической точки зрения.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, как изменились виды преступлений, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов. Если раньше это были чаще корыстные преступления или насильственные, имевшие своей целью добиться от подозреваемого признания вины, то сейчас совершаемые сотрудниками милиции насильственные преступления имеют другие мотивы.
Анализ мотивов преступлений очевидно показывает, что рассматривать в качестве мотива маленькую зарплату сотрудников правоохранительных органов не приходится.
Ни убийство снегоуборщика, ни массовый расстрел в московском магазине не предполагали какой–либо материальной выгоды.
Милицейская преступность — это следствие власти, которой обладают сотрудники милиции. В криминологии есть понятие "легкомысленно–безответственные мотивы". Сотрудник милиции чувствует свою безнаказанность ввиду привилегированного положения: он имеет право давать гражданам обязательные для исполнения указания, применять силу для обеспечения исполнения этих указаний, имеет огнестрельное оружие, обладает знаниями в области права, а самое главное — чувствует за собой силу в лице системы МВД, которая, как он считает, спасет его от любых проблем.
Я — власть! Никому нельзя, а мне можно (проехать по "встречке", избить человека, угрожать оружием, сбить пешехода и уехать, не оказав ему помощи)! По собственному опыту знаю, что после 2–3 лет работы сотрудники правоохранительных органов разучиваются просить, они требуют.
Именно такие мысли играют в данном случае определяющую роль. Это некая профессиональная деформация, выражающаяся в ощущении безнаказанности, вседозволенности.
Бороться надо прежде всего с этим ощущением, которое возникает у сотрудников ОВД во многом из–за того, что большая часть населения элементарно не знает своих прав. На то, чтобы изменить менталитет российского человека: "что охраняю, то имею", нужны даже не годы — десятилетия.
То, что сейчас делает руководство МВД, прекратив прием новых сотрудников, сокращая численность органов внутренних дел, на мой взгляд, пустая трата времени. Невозможно укомплектовать штат министерства идеальными людьми, их нет.
Зато можно использовать общее для всех людей чувство — страх!
Сотрудник милиции должен бояться реальной ответственности: того, что его преступление будет раскрыто, его никто не защитит, наказание будет гораздо более серьезным, чем для "обычного" гражданина.
1. Сотрудник милиции — это человек, находящийся всегда на виду. Он должен постоянно чувствовать обратную сторону этой медали, постоянно ощущать всеобщее внимание, от которого не ускользнет ни одно его действие.
Милиция должна быть более открыта для СМИ. А средства массовой информации, в свою очередь, должны не единовременно привлекать внимание к проблеме, акцентируясь на сиюминутных происшествиях, а решать проблему регулярным пристальным вниманием. Нам, россиянам, свойственна "кампанейщина": вчера — кампания по борьбе с водителями маршруток, сегодня — по борьбе с милицейским произволом, завтра — с чем–то новым. Мы ничего не доводим до конца, переключаясь на новую борьбу, а предыдущая постепенно затухает.
2. Граждане должны знать свои права и их отстаивать: нельзя опускать руки, нельзя оставлять случаи нарушения прав без последствий.
3. Сдерживающим барьером могла бы стать повышенная ответственность сотрудников ОВД за совершение преступлений, связанных с профессиональной деятельностью, и преступлений, совершенных с помощью профессиональных атрибутов, закрепленная в уголовном законодательстве.
К примеру: в США профессиональным боксерам законом запрещено драться вне ринга. Если боксер побьет кого–нибудь на улице, то, когда его будут судить, его профессия будет являться отягчающим обстоятельством. В результате боксер будет нести повышенную по отношению к остальным участникам драки ответственность.