Восьмой пошел, или 14 лучше, чем 7

СПб. В России появился восьмой федеральный округ. Обычно такие деления в нашей стране происходят с политической или военно–фискальной точки зрения. А если за основу взять маркетинг?

Мне, как специалисту, более 15 лет занимающемуся вопросами экономической географии и территориального маркетинга, хочется прокомментировать решение властей создать восьмой Северо–Кавказский федеральный округ.
Вот уже 300 лет российские власти пытаются экспериментальным путем найти оптимальный (прежде всего с военно–фискальной точки зрения) подход к территориально–административному делению нашей необъятной Родины. Это делали Петр Великий, Екатерина Вторая, этому способствовал план ГОЭЛРО и пр.
В своей книге «Маркетинговый анализ» 11 лет назад я говорил, что для задач регионального маркетинга, рекламы, выстраивания сбытовых каналов и тому подобного целесообразно выделить семь приблизительно равных по экономической силе и значению экономических регионов. Интересно, что через год после выхода той книги, в мае 2000 г., президент России Владимир Путин издал указ об образовании семи федеральных округов. Конечно, чисто случайное совпадение. Но до чего же приятное!
Не знаю, как насчет нынешнего президентского решения — хорошо ли справляются полномочные представители президента РФ со своими обширными обязанностями в своих огромных округах, — а вот для целей маркетинга, рекламы и сбыта деление огромной страны всего на семь макрорегионов сегодня кажется не очень целесообразным. Слишком большие регионы, слишком внутренне неоднородны, слишком неравноценно в них распределены крупные города. А ведь именно крупные города представляют интерес для маркетинга и сбыта.
В России крупным считается город с населением более 250 тыс. жителей (в Европе — от 100 тыс., в Китае — от 500 тыс.).
Таких городов в России 75. В них проживает 40% населения страны. На их долю приходится от 55 до 66% потребления товаров и услуг FMCG и от 75 до 95% — товаров и услуг, не относящихся к продуктам первой необходимости.
Учитывая это, сегодня я бы предложил другой подход к делению страны в целях маркетинга, рекламы и сбыта. Основан он на разукрупнении федеральных округов и лучшем учете географических аспектов. Полагаю, что это могло бы стать удачным дополнением к начавшемуся процессу «укрупнения» субъектов Федерации. Но, в отличие от укрупнения, что является конституционно–политическим вопросом, разукрупнение макрорегионов — сугубо экономический вопрос, оно находится в ведении любой крупной компании и может быть проведено довольно быстро.
При этом каждая компании вольна по–своему нарезать свои сбытовые и маркетинговые округа. Я же предлагаю выделить 14 крупных регионов (см. карту).
На заметку
Территориальный маркетинг — маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты