Талант совать нос не в свое дело

Ричард Брэнсон — один из тех тянитолкаев, которые все время заваривают какую–нибудь кашу в глобальном масштабе и не дают заснуть правительствам и крупным корпорациям. Когда–то его идея малобюджетных авиалиний привела к полной переоценке ценностей в авиационной индустрии, и сегодня даже крупнейшие компании в этой области мало–помалу берут на вооружение подходы, от которых совсем недавно воротили нос. Брэнсон, как известно, это Virgin, бренд, который оценивается в несколько миллиардов долларов, но четко не ассоциируется ни с одной отраслью. Тут вам и транспорт, и мобильная связь, и Интернет, и здравоохранение, и СМИ, и туризм — и все что угодно. Вроде бы такой широкий подход противоречит принципу многих бизнес–гуру — заниматься только тем, что знаешь. Но Брэнсона это не смущает, он гордится тем, что его бизнес прекрасно раскручивается в хорошие времена и — ведь риски распределены! — неплохо выдерживает нынешние, тяжелые.

В чем же суть? В своей последней книге «Обнаженный бизнес» Брэнсон пытается сформулировать простой ответ на этот вопрос. Но простых ответов оказывается много, и в этой простоте все равно остается какой–то нерастворимый остаток. Может, отгадка в том, что бизнес — это сотворчество? Брэнсон рассказывает, как пригласил человека, с которым хотел работать, чтобы тот сам придумал себе в его компании и должность, и даже круг обязанностей.
Создатель Virgin стал культовым персонажем для многих наших предпринимателей. Например, для Олега Тинькова, который написал предисловие к книге. «Обнаженный бизнес» достаточно открыто описывает не только победы, но и поражения Брэнсона — но в этой книге вряд ли стоит искать рецепты «как сделать это».
Что стоит воспринять — это скорее драйв и искренность автора. Но тут мы выходим на минное поле. Дело в том, что по своему складу Брэнсон скорее похож на Ходорковского, чем на того же Тинькова. Он вечно лезет куда не просят — бывает, что и в политику. Брэнсон рассказывает о том, как в молодости участвовал в антиамериканских демонстрациях, а не так давно устраивал встречу Нельсона Манделы с далай–ламой. Человек со встроенным компьютером в голове точно бы не стал этого делать: далай–лама не нравится китайцам, а без них какой сейчас бизнес? Кумир Брэнсона Нельсон Мандела — бывший политзаключенный и вообще чуть ли не коммунист.
Брэнсон рассказывает, как Мандела после освобождения его страны от апартеида попросил помочь погибающей сети фитнес–клубов и Брэнсон раскрутил их. Так Брэнсон помог африканцам и сумел на этом заработать — но, по–моему, дело не в его таланте считать.
Игорь Шнуренко, редактор «ДП»