Нервная «Школа»

Все больше похвал в адрес сериала «Школа» очень молодого режиссера Валерии Гай Германики. Уже и умиление звучит в эфире. В «Закрытом показе» с Гордоном показали и сбивчиво обсудили ее картину «Все умрут, а я останусь», набравшую кинопризов. Картина талантлива и поэтому крайне вредна. Как и сериал «Школа», поскольку это «тех же щей, да пожиже влей». Наиболее сильно фильм ударит по детям возрастом помладше главных героев, ведь именно подростки — самые неукоснительные авторитеты для детей и образцы для копирования (поэтому и используются в рекламе пива, чтоб заранее готовить спрос). Картина правдиво демонстрирует вопиющее зло в его соблазнительном обаянии, при полном отсутствии осуждения. Подростковая наглость предстает в виде проблемы, достойной сочувствия и умиления. Автор с этим к зрителю и обращается: «Я вас на три буквы пошлю, а вы любите меня! Иначе хуже будет». Зритель по–интеллигентски шпаны трусит и принимается любить. При этом «толпа» подкупается «правдой», а интеллектуалы — «талантом», и все это вроде как под знаменем «свободы». Но, во–первых, и наличие всех трех благ не гарантия от разрухи и мерзости в произведении, а во–вторых, если копнуть поглубже, то и выйдет: талантливо, но уж не гениально; правда, да не вся.

Героиня посылает любящих родителей и любящую подругу на х…, а на самом деле непрочь их поубивать просто в упоении, да не решилась пока. Это упоение наглостью и безнаказанностью на каждом шагу и есть главный соблазн фильма. На этот соблазн еще Достоевский указывал и предостерегал, показывая, что упоение это доходит до высшей точки, когда можно всласть родину ругать. Он–то знал меру демонстрации зла и предлагал выход в покаянии и опоре на духовность. Здесь же и юмор не использован, ведь тогда порок был бы высмеян. Родители и вправду не нужны детям, внушается с экрана. Они крайне нехороши собой и немодны. Опыту родительскому грош цена, поскольку они не врубаются даже в Интернет. Поубивать, и как можно скорей! Вот это продюсерская будет история! Проблема, как многим уже становится ясно, в избыточном комфорте и потреблении, которые и делают зрителя, а вслед за ним и героев произведений негодяями. Одна дама на обсуждении прорицала героиням фильма будущее заплывших жиром тупых теток. Это благостное заблуждение. Их будущее — переполненные тюрьмы и участие в бандах, где жизнь протекает именно по подростковым законам. И героини эти потянут за собой юных зрителей. Ведь это взрослым немного смешон кадр, в котором послушный отец несет на руках (по–тарантиновски) быстро вырубившуюся от портвейна еще до начала дискотеки дочь. В глазах детей эта девочка удивительно хороша, будто только что с баррикад Делакруа. А папаша — козёл, хоть и под каблуком у дочери. В фильме содержится и клевета на подростков. В своем равнодушии к насилию подростки всегда находятся в неустойчивом равновесии. Единичный благородный порыв может всю компанию преобразить и подвинуть на доброе дело. И все эти дети очень отзывчивы на внятную аргументацию и пример. Их и в сомнительные организации вовлекают простыми и якобы благородными лозунгами. Мало одного таланта, и мало одной правды, особенно когда свобода. Дух от этой картины злой. «Все умрут, а я подохну»?
Виктор Тихомиров, художник
История отдельного человеческого рода иногда преподносит такие сюрпризы, что диву даешься. Когда–то я не понимал, почему в западных биографиях знаменитостей авторы прослеживают генеалогическое древо своего героя до мельчайших подробностей. У нас эта традиция плохо развита, при советской власти от классово «неправильных» предков приходилось отказываться. На волне скандала с сериалом «Школа» я задумался о своеобразной мистике рода моего старинного приятеля, неплохого поэта и скандального журналиста, героя и автора желтой прессы и серьезных искусствоведческих трудов.
Действительный тайный советник Владимир Дудинский — последний царский губернатор Томска. Его сын — корреспондент международного отдела газеты ЦК КПСС «Правда», ученый–экономист Илья Дудинский. Его внук — «король богемы» 70–х, собиратель неофициального искусства, эпатажный журналист и сокрушитель совковых эстетических норм и правил, идеолог московской бульварной прессы Игорь Дудинский. Правнучка губернатора — скандально прославившаяся недавно режиссер сериала «Школа» Валерия Дудинская, которая взяла себе псевдоним Гай Германика.
Губернатор Дудинский умер в эмиграции в Белграде. Я читал секретные письма томского губернатора последнему императору России о коррупции и казнокрадстве во вверенной ему губернии накануне революции. Чтобы навести порядок, требовалось «высочайшее благоволение» от властной вертикали тех времен. Ответа, видимо, он не дождался, внук в архивах не нашел. Буквально через пару лет случилась революция, бывший губернатор служил в Добровольческой армии барона Врангеля и вместе с врангелевцами оказался в эмиграции. Лишь чудом его сын уцелел — почти уникальное исключение из правил большевистского коммунизма.
Фильм его правнучки требуют запретить коммунистические депутаты и чиновники от образования, называют «порочащим», «подрывным», «безнравственным», «тлетворным». Уже даже призывают заявить на режиссера в прокуратуру, чтобы она разобралась с ней, как с Ходорковским. Хотя большинству нормальных людей с открытыми глазами очевидно: наша школа ломает достоинство маленьких людей, она жестока, бедна и убога. И этот фильм — просто качественное зеркало. И с ужасами нашей школы что–то нужно делать. Но какая–то фантастическая злоба в адрес Гай Германики переполнила Интернет. Эпитеты, которыми ее обзывают, даже на стенах прокуренных школьных туалетов не часто встретишь, это ругань из камеры уголовников. Это какой–то сеанс абсурда: режиссера обвиняют в том, что он опорочил российскую школу и российское образование, в выражениях пьяной склоки выживших из ума бомжей. Наверное, так ругалась и толпа, которая ворвалась в дом томского губернатора в 1917–м.
«У меня с советской властью разногласия стилистические», — сказал после приговора советского суда за публикации на Западе писатель Андрей Синявский. Похоже, именно в эстетических разногласиях и секрет скандала, который разразился вокруг «Школы». Очень уж знакомые аргументы звучат по поводу фильма: «жидомасонский заговор», «вырожденческое искусство», «злонамеренное очернение действительности», «предательство русского народа».
Григорий Нехорошев, журналист