Я должен себя заново изобрести

Несколько лет назад в журнале Time появилась статья, которая натолкнула меня на размышления о тирании выбора. В ней говорилось, что Россия занимает первое место по числу теннисных кортов. Даже в Сибири их строилось больше, чем во многих европейских городах. Идея заключалась в том, что родители мечтали, чтобы их дети становились новыми курниковыми и шараповыми.

Мы хорошо знаем, что капитализм начинается с мечты о будущем. Сирена Уильямс однажды сказала, что ее слава началась с мечты ее отца, а теперь это ее собственная мечта.
Я задалась вопросом, как связано будущее с мечтой, является ли мечта нашей или она принадлежит кому–то другому, а мы ее только присваиваем. В разных странах мира я видела один и тот же рекламный плакат. Пивная компания заставляет меня покупать пиво, играя словами «будь собой». Beer youself. Туристическая компания рекламирует свои услуги словами «закажи свое будущее сейчас». Если мы вдумаемся в эти лозунги, мы поймем, что они играют на чувстве вины. Человек не может оставаться собой, он должен кем–то стать. Возникает вопрос: почему во времена позднего капитализма стимулируется страх и чувство вины?
Одной из самых мощных идеологий на сегодня является идеология выбора. Мы верим в необходимость рационального выбора пути в этой жизни. Мы постоянно существуем в ситуации, в которой нам себя нужно совершенствовать, существовать в модели постоянного улучшения себя. На Западе сейчас очень часто обращаются к психоаналитику со словами «я должен себя заново изобрести». Молодые девушки зачастую приходят к психоаналитику со списком того, что необходимо сделать с собой в установленные сроки. К 35 годам необходимо занять такую позицию в обществе, найти такую работу, такого мужа, сбросить 10 кг лишнего веса и т. д. И таким выбором, который особенно провоцирует разные страхи, является выбор, иметь или не иметь ребенка. У моих родителей такой дилеммы не было. Идея выбора конечно же связана с тем, что выбор надо сделать правильный, а если точнее — идеальный. Даже такой мелкий пример, как мобильный телефон, предполагает, что нужно выбрать лучшего провайдера. Но даже сделав выбор, мы все время думаем о том, правильно ли он был сделан, может, мы что–то упускаем? Если у сомневающегося спросить, почему он так волнуется на тему выбора, он часто отвечает, что дело не в нем, а в том, что о нем подумают другие. Один профессор юриспруденции, американец, сказал мне однажды, что его охватывает паника, когда нужно выбрать вино в ресторане. «Если я выберу дорогое вино, друзья скажут, что я транжира, а если дешевое — то я жмот», — объяснил он. У него априорное чувство вины, поэтому он всегда платит за вино, с кем бы он ни ходил в ресторан.
Другой страх на тему выбора связан с тем, что есть люди, которых волнует отсутствие ответственного за их выбор. Примером будет выбор компании, которая обеспечивает дом электричеством. Люди считают, что это не они должны выбрать какую–то компанию, а некая государственная инстанция.
Капитализм появляется на свет с идеей о том, что индивид свободен в своем выборе, что он может сделать себя. В Америке считается, что человек, который сделал себя, самый уважаемый член общества. Он делает себя самостоятельно, выходя за рамки ограничений. В соответствии с ранними капиталистическими представлениями можно стать успешным человеком, если ты родился совсем бедным. В те далекие времена считалось, что человек должен усердно работать над собой и развивать специальные таланты. Сейчас произошла демократизация самой идеи славы.
Как ни странно, сегодня человек, ищущий славы и признания, ищет советов других людей. Чтобы создать собственную совершенную жизнь, люди обращаются к разным руководствам, журналам и книгам, в которых говорится, как это сделать. Британские аналитики даже говорят в связи с этим о новом типе зависимости. Это тоже проявление тирании выбора.
«ДП» благодарит Восточно–европейский институт психоанализа за организацию встречи с автором
Рената Салецл, психоаналитик
Идея выбора конечно же связана с тем, что выбор надо сделать правильный, а если точнее — идеальный.