Стратегия «бомбил»

За двое суток до Нового года частные «серые» извозчики (в просторечье «бомбилы»), как обычно, объявили «новогодние расценки» — двойной тариф. Как говорится, рынок. Не нравится — езжай на общественном транспорте. В своей, так сказать, деловой производственной практике значительная часть «бомбил» придерживается стратегии, описанной социологами чуть ли не 50 лет назад. Они готовы по полдня мерзнуть (а летом жариться) в ожидании щедрого клиента, с которого смогут взять 500–1000 рублей за получасовую поездку или 1,5–3 тыс. за поездку в аэропорт. Вместо того чтобы за то же время сделать пять–семь поездок по 150–250 рублей и гарантированно заработать 1–1,5 тыс. Не надо быть докой в экономике транспорта, чтобы понять: такая стратегия не ведет к процветанию. Она приводит лишь к тому, что семьи таких «бомбил» неустойчиво балансируют между бедностью и нищетой. А в США и Западной Европе таксисты устойчиво входят в средний класс. Да, в нижнюю его часть, но это проблема частная. А настоящая проблема в том, что «стратегию бомбилы» применяют целые отрасли российского «народного хозяйства». Пансионаты и дома отдыха на период праздников подняли цены в 5–6 раз в надежде заработать всю годовую прибыль и остальные 11,5 месяца продолжать разваливаться. Большинство турагентств и операторов работают не на скидках от производителей турпродукта, а на наценках для потребителя, что сужает потребительскую базу, и с каждым новым повышением цен на авиатопливо стоит вопрос выживания бизнеса. Примеры можно множить и далее. В итоге большинство занятых в этих отраслях и сферах, так же как и «бомбилы», балансируют между бедностью и нищетой. А тот самый средний класс недополучает множество полезных услуг. Мораль проста: мы не начнем жить нормально, пока не откажемся от «стратегии бомбилы» и не научимся удовлетворять спрос широких слоев небогатых потребителей. Ибо, как сказал Рей Крок, создатель мировой сети «Макдоналдс», «по–настоящему большие деньги зарабатывают те, кто продает бедным».

Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов, партнер Semperia M&S, член совета директоров Romir