Режиссер Валерий Фокин не только один из главных российских театральных режиссеров, но и очень хороший менеджер. Еще в начале 90–х годов он выдвинул революционную для того времени идею — построить гостиницу в комплексе с центром Мейерхольда, чтобы с ее помощью финансировать спектакли.
"ДП": Валерий Владимирович, сложно ли уживаться менеджеру Фокину с
художником Фокиным?
художником Фокиным?
Валерий Фокин: Сейчас уже нет. Раньше, когда был моложе,
были определенные трудности. Но я всегда наблюдал за собой и не давал
возможности деловому Фокину пересилить и забить творческого Фокина. А попытки
такие были. Потому что на самом деле театр — главное. Для меня не может
существовать строительства сцены, реконструкции самих по себе. Все это — во имя
художественной идеи.
были определенные трудности. Но я всегда наблюдал за собой и не давал
возможности деловому Фокину пересилить и забить творческого Фокина. А попытки
такие были. Потому что на самом деле театр — главное. Для меня не может
существовать строительства сцены, реконструкции самих по себе. Все это — во имя
художественной идеи.
Было дело, по молодости очень раздражался, когда некоторые
банкиры, с которыми приходилось общаться и просить у них финансовых преференций,
вдруг начинали говорить со мной на довольно пошлые темы.
Возникало желание встать и уйти и не иметь больше дел с людьми, которые не знают
даже, кто такой Достоевский. Но сдерживался. И сегодня с ними довольно сложно
общаться, но уже не так.
банкиры, с которыми приходилось общаться и просить у них финансовых преференций,
вдруг начинали говорить со мной на довольно пошлые темы.
Возникало желание встать и уйти и не иметь больше дел с людьми, которые не знают
даже, кто такой Достоевский. Но сдерживался. И сегодня с ними довольно сложно
общаться, но уже не так.
Многие молодые бизнесмены вполне подкованы в культуре, хотя
цинизм, конечно, присутствует. Счетчик в головах. Еще нет внутреннего
меценатства, понимания, что от культуры много чего зависит в этом мире. От
культуры зависит и успех сделки, от культуры зависит, будет успешно дом построен
или нет. От внутренней культуры. Вот к этому пониманию они еще не пришли.
цинизм, конечно, присутствует. Счетчик в головах. Еще нет внутреннего
меценатства, понимания, что от культуры много чего зависит в этом мире. От
культуры зависит и успех сделки, от культуры зависит, будет успешно дом построен
или нет. От внутренней культуры. Вот к этому пониманию они еще не пришли.
Читайте также:
Время имитаторства и бутафории
Но, если честно, меня больше раздражают некоторые мои
коллеги — отвязанные и искренне полагающие, что все им должны. На самом деле
никто никому ничего не должен. Если ты художник и у тебя есть дар, умей защитить
его. Или найди людей, которые помогут тебе в этом.
коллеги — отвязанные и искренне полагающие, что все им должны. На самом деле
никто никому ничего не должен. Если ты художник и у тебя есть дар, умей защитить
его. Или найди людей, которые помогут тебе в этом.
"ДП": По вашему мнению, хорошо, когда руководителями театра
становятся люди из бизнеса? Например, Эдуард Бояков — экс–топ–менеджер
"Газпрома", а ныне худрук театра "Практика", Владимир Кехман — владелец
JFC и директор Михайловского театра.
становятся люди из бизнеса? Например, Эдуард Бояков — экс–топ–менеджер
"Газпрома", а ныне худрук театра "Практика", Владимир Кехман — владелец
JFC и директор Михайловского театра.
Валерий Фокин: Чтобы быть руководителем театра, недостаточно
иметь бизнес–образование. Театр — очень специфическое предприятие. Ты можешь
быть отличным менеджером, способным администратором — все это хорошо, но
все–таки театральный вкус, театральные идеи — это первое и необходимое, что
должен принести руководитель в театр. Все остальное вторично. Даже деньги.
иметь бизнес–образование. Театр — очень специфическое предприятие. Ты можешь
быть отличным менеджером, способным администратором — все это хорошо, но
все–таки театральный вкус, театральные идеи — это первое и необходимое, что
должен принести руководитель в театр. Все остальное вторично. Даже деньги.
Бояков работал завлитом в провинции некоторое время, потом —
исполнительным директором в "Золотой маске", то есть он имеет какой–то
театральный опыт. Кехман закончил Театральную академию, но все равно, это
немножко не то, что дает театральная практика.
исполнительным директором в "Золотой маске", то есть он имеет какой–то
театральный опыт. Кехман закончил Театральную академию, но все равно, это
немножко не то, что дает театральная практика.
"ДП": Каковы итоги года для петербургских театров?
Валерий Фокин: Безусловно, кризисная ситуация не могла не
отразиться на жизни театров. Было сокращено финансирование, как из федерального,
так и из городского бюджета. Многие программы отложены до лучших времен.
Конечно, в хозяйственном плане год был тяжелым. Но еще сильнее этот год показал,
что в Петербурге развитие театральной мысли происходит очень вяло. Кризис свежих
идей все глубже.
отразиться на жизни театров. Было сокращено финансирование, как из федерального,
так и из городского бюджета. Многие программы отложены до лучших времен.
Конечно, в хозяйственном плане год был тяжелым. Но еще сильнее этот год показал,
что в Петербурге развитие театральной мысли происходит очень вяло. Кризис свежих
идей все глубже.
Театры, особенно репертуарные, увлечены выживанием. И им оно
очень нравится. А сейчас еще можно оправдывать себя тяжелым кризисным годом.
Раньше, чтобы выжить, предлагали сдавать помещения в аренду, теперь оправданием
стал коммерческий, развлекательный репертуар. При этом в демагогии для пущей
убедительности и Станиславский присутствует, и Мейерхольд.
очень нравится. А сейчас еще можно оправдывать себя тяжелым кризисным годом.
Раньше, чтобы выжить, предлагали сдавать помещения в аренду, теперь оправданием
стал коммерческий, развлекательный репертуар. При этом в демагогии для пущей
убедительности и Станиславский присутствует, и Мейерхольд.
Раньше в Ленинграде многие театры имели свое особое лицо.
Никогда нельзя было спутать Акимовский театр и театр Товстоногова. Сегодня все
выровнено. Такое впечатление, что многие театры желают только одного: лишь бы их
не трогали, лишь бы не потерять, что есть, и так и плыть по течению, а там, дай
Бог, что–нибудь да произойдет.
Никогда нельзя было спутать Акимовский театр и театр Товстоногова. Сегодня все
выровнено. Такое впечатление, что многие театры желают только одного: лишь бы их
не трогали, лишь бы не потерять, что есть, и так и плыть по течению, а там, дай
Бог, что–нибудь да произойдет.
"ДП": Откуда кризис идеи?
Валерий Фокин: Театр не может быть, что называется, вообще.
В основе репертуарного театра должна лежать некая художественная идея. Надо
понимать, про что будет театр, зачем он нужен. Идея рождается личностью или
группой единомышленников, по–разному бывает. Но сейчас время такое — все
критерии перепутаны. Время мотивов, а не принципов, к сожалению. Одно желание
движет — сохранить себя. Ощущение болотного кооператива.
В основе репертуарного театра должна лежать некая художественная идея. Надо
понимать, про что будет театр, зачем он нужен. Идея рождается личностью или
группой единомышленников, по–разному бывает. Но сейчас время такое — все
критерии перепутаны. Время мотивов, а не принципов, к сожалению. Одно желание
движет — сохранить себя. Ощущение болотного кооператива.
Главной задачей для театров становится заполнить зрительный
зал. Любой ценой: неважно кем, неважно, благодаря чему. Нужен аншлаг, касса.
Конечно, нужен, я не спорю. Я хочу сказать, что сложное нынче время, чтобы
сохранить свою внутреннюю сущность.
зал. Любой ценой: неважно кем, неважно, благодаря чему. Нужен аншлаг, касса.
Конечно, нужен, я не спорю. Я хочу сказать, что сложное нынче время, чтобы
сохранить свою внутреннюю сущность.
"ДП": Вы один из немногих москвичей, которые приехали в Петербург и
повторили в этом городе свой успех.
повторили в этом городе свой успех.
Валерий Фокин: Когда я приехал в Петербург, я был уже
достаточно самостоятелен, достаточно успешен и в Москве, и за границей. Конечно,
если делать карьеру, то лучше в столице. Это известное правило. Но работать
серьезно, сосредоточенно, как мне кажется, лучше в Петербурге. Москва суетный
город, разбросанный. Как говорит мой старший сын — Чайна–таун. В Петербурге же —
большая строгость, четкость и осмысленность, больше возможности для
сосредоточенной работы.
достаточно самостоятелен, достаточно успешен и в Москве, и за границей. Конечно,
если делать карьеру, то лучше в столице. Это известное правило. Но работать
серьезно, сосредоточенно, как мне кажется, лучше в Петербурге. Москва суетный
город, разбросанный. Как говорит мой старший сын — Чайна–таун. В Петербурге же —
большая строгость, четкость и осмысленность, больше возможности для
сосредоточенной работы.
Конечно, город непростой. За 7 лет своей работы тут я это
хорошо понял. Он не принимает не только из–за своего снобизма. Он не принимает,
если говорить о театре, из–за закомплексованности местного театрального
содружества. Потому что оно чувствует, что профессионально отстало, уже
неконкурентоспособно. К тебе присматриваются, тебя проверяют, если ты
выделяешься — это плохо, потому что если ты впереди, то где мы? Этот город более
настороженный к чужакам, чем Москва. Но это нормально, я считаю.
хорошо понял. Он не принимает не только из–за своего снобизма. Он не принимает,
если говорить о театре, из–за закомплексованности местного театрального
содружества. Потому что оно чувствует, что профессионально отстало, уже
неконкурентоспособно. К тебе присматриваются, тебя проверяют, если ты
выделяешься — это плохо, потому что если ты впереди, то где мы? Этот город более
настороженный к чужакам, чем Москва. Но это нормально, я считаю.
Другое дело, что Петербургу надо быстрее избавляться от
провинциальных комплексов, которые ему насадили, когда специально опускали до
уровня индустриального центра.
провинциальных комплексов, которые ему насадили, когда специально опускали до
уровня индустриального центра.
"ДП": Почему в современной России творческая элита
аполитична?
аполитична?
Валерий Фокин: Есть внутренняя усталость, ведь очень тяжелый
исторический путь был у страны. Я думаю, отсюда аполитичность настроений. Так
хочется немножко разрешить себе поработать на себя, в плане внутренней
реализации. Этой стране нужно просто отдохнуть. Стабильно пожить какое–то время.
Для развития новых, свободных идей нужно пространство. Люди должны вздохнуть
свободно. Уикенда у нас не было. Один выходной был, а двух — нет.
исторический путь был у страны. Я думаю, отсюда аполитичность настроений. Так
хочется немножко разрешить себе поработать на себя, в плане внутренней
реализации. Этой стране нужно просто отдохнуть. Стабильно пожить какое–то время.
Для развития новых, свободных идей нужно пространство. Люди должны вздохнуть
свободно. Уикенда у нас не было. Один выходной был, а двух — нет.
"ДП": С вашей точки зрения, чтобы создать театральный шедевр, нужна
диктатура?
диктатура?
Валерий Фокин: Нужна, но умная. Не железобетонная, а, как
говорил Товстоногов, добровольно–принудительная. Нужно уметь признавать свои
ошибки и иногда делать это публично. Ничего страшного в этом нет. Люди будут
тебя больше уважать. Но театр — это скопище самолюбий, комплексов, амбиций. И,
чтобы всем этим делом руководить, нужны художественная дисциплина и жесткая
рука.
говорил Товстоногов, добровольно–принудительная. Нужно уметь признавать свои
ошибки и иногда делать это публично. Ничего страшного в этом нет. Люди будут
тебя больше уважать. Но театр — это скопище самолюбий, комплексов, амбиций. И,
чтобы всем этим делом руководить, нужны художественная дисциплина и жесткая
рука.