Валерий Фокин: "Петербургу надо избавляться от провинциальных комплексов"

Автор фото: Trend

Режиссер Валерий Фокин не только один из главных российских театральных режиссеров, но и очень хороший менеджер. Еще в начале 90–х годов он выдвинул революционную для того времени идею — построить гостиницу в комплексе с центром Мейерхольда, чтобы с ее помощью финансировать спектакли.

"ДП": Валерий Владимирович, сложно ли уживаться менеджеру Фокину с
художником Фокиным?
Валерий Фокин: Сейчас уже нет. Раньше, когда был моложе,
были определенные трудности. Но я всегда наблюдал за собой и не давал
возможности деловому Фокину пересилить и забить творческого Фокина. А попытки
такие были. Потому что на самом деле театр — главное. Для меня не может
существовать строительства сцены, реконструкции самих по себе. Все это — во имя
художественной идеи.
Было дело, по молодости очень раздражался, когда некоторые
банкиры, с которыми приходилось общаться и просить у них финансовых преференций,
вдруг начинали говорить со мной на довольно пошлые темы.
Возникало желание встать и уйти и не иметь больше дел с людьми, которые не знают
даже, кто такой Достоевский. Но сдерживался. И сегодня с ними довольно сложно
общаться, но уже не так.
Многие молодые бизнесмены вполне подкованы в культуре, хотя
цинизм, конечно, присутствует. Счетчик в головах. Еще нет внутреннего
меценатства, понимания, что от культуры много чего зависит в этом мире. От
культуры зависит и успех сделки, от культуры зависит, будет успешно дом построен
или нет. От внутренней культуры. Вот к этому пониманию они еще не пришли.
Но, если честно, меня больше раздражают некоторые мои
коллеги — отвязанные и искренне полагающие, что все им должны. На самом деле
никто никому ничего не должен. Если ты художник и у тебя есть дар, умей защитить
его. Или найди людей, которые помогут тебе в этом.
"ДП": По вашему мнению, хорошо, когда руководителями театра
становятся люди из бизнеса? Например, Эдуард Бояков — экс–топ–менеджер
"Газпрома", а ныне худрук театра "Практика", Владимир Кехман — владелец
JFC и директор Михайловского театра.
Валерий Фокин: Чтобы быть руководителем театра, недостаточно
иметь бизнес–образование. Театр — очень специфическое предприятие. Ты можешь
быть отличным менеджером, способным администратором — все это хорошо, но
все–таки театральный вкус, театральные идеи — это первое и необходимое, что
должен принести руководитель в театр. Все остальное вторично. Даже деньги.
Бояков работал завлитом в провинции некоторое время, потом —
исполнительным директором в "Золотой маске", то есть он имеет какой–то
театральный опыт. Кехман закончил Театральную академию, но все равно, это
немножко не то, что дает театральная практика.
"ДП": Каковы итоги года для петербургских театров?
Валерий Фокин: Безусловно, кризисная ситуация не могла не
отразиться на жизни театров. Было сокращено финансирование, как из федерального,
так и из городского бюджета. Многие программы отложены до лучших времен.
Конечно, в хозяйственном плане год был тяжелым. Но еще сильнее этот год показал,
что в Петербурге развитие театральной мысли происходит очень вяло. Кризис свежих
идей все глубже.
Театры, особенно репертуарные, увлечены выживанием. И им оно
очень нравится. А сейчас еще можно оправдывать себя тяжелым кризисным годом.
Раньше, чтобы выжить, предлагали сдавать помещения в аренду, теперь оправданием
стал коммерческий, развлекательный репертуар. При этом в демагогии для пущей
убедительности и Станиславский присутствует, и Мейерхольд.
Раньше в Ленинграде многие театры имели свое особое лицо.
Никогда нельзя было спутать Акимовский театр и театр Товстоногова. Сегодня все
выровнено. Такое впечатление, что многие театры желают только одного: лишь бы их
не трогали, лишь бы не потерять, что есть, и так и плыть по течению, а там, дай
Бог, что–нибудь да произойдет.
"ДП": Откуда кризис идеи?
Валерий Фокин: Театр не может быть, что называется, вообще.
В основе репертуарного театра должна лежать некая художественная идея. Надо
понимать, про что будет театр, зачем он нужен. Идея рождается личностью или
группой единомышленников, по–разному бывает. Но сейчас время такое — все
критерии перепутаны. Время мотивов, а не принципов, к сожалению. Одно желание
движет — сохранить себя. Ощущение болотного кооператива.
Главной задачей для театров становится заполнить зрительный
зал. Любой ценой: неважно кем, неважно, благодаря чему. Нужен аншлаг, касса.
Конечно, нужен, я не спорю. Я хочу сказать, что сложное нынче время, чтобы
сохранить свою внутреннюю сущность.
"ДП": Вы один из немногих москвичей, которые приехали в Петербург и
повторили в этом городе свой успех.
Валерий Фокин: Когда я приехал в Петербург, я был уже
достаточно самостоятелен, достаточно успешен и в Москве, и за границей. Конечно,
если делать карьеру, то лучше в столице. Это известное правило. Но работать
серьезно, сосредоточенно, как мне кажется, лучше в Петербурге. Москва суетный
город, разбросанный. Как говорит мой старший сын — Чайна–таун. В Петербурге же —
большая строгость, четкость и осмысленность, больше возможности для
сосредоточенной работы.
Конечно, город непростой. За 7 лет своей работы тут я это
хорошо понял. Он не принимает не только из–за своего снобизма. Он не принимает,
если говорить о театре, из–за закомплексованности местного театрального
содружества. Потому что оно чувствует, что профессионально отстало, уже
неконкурентоспособно. К тебе присматриваются, тебя проверяют, если ты
выделяешься — это плохо, потому что если ты впереди, то где мы? Этот город более
настороженный к чужакам, чем Москва. Но это нормально, я считаю.
Другое дело, что Петербургу надо быстрее избавляться от
провинциальных комплексов, которые ему насадили, когда специально опускали до
уровня индустриального центра.
"ДП": Почему в современной России творческая элита
аполитична?
Валерий Фокин: Есть внутренняя усталость, ведь очень тяжелый
исторический путь был у страны. Я думаю, отсюда аполитичность настроений. Так
хочется немножко разрешить себе поработать на себя, в плане внутренней
реализации. Этой стране нужно просто отдохнуть. Стабильно пожить какое–то время.
Для развития новых, свободных идей нужно пространство. Люди должны вздохнуть
свободно. Уикенда у нас не было. Один выходной был, а двух — нет.
"ДП": С вашей точки зрения, чтобы создать театральный шедевр, нужна
диктатура?
Валерий Фокин: Нужна, но умная. Не железобетонная, а, как
говорил Товстоногов, добровольно–принудительная. Нужно уметь признавать свои
ошибки и иногда делать это публично. Ничего страшного в этом нет. Люди будут
тебя больше уважать. Но театр — это скопище самолюбий, комплексов, амбиций. И,
чтобы всем этим делом руководить, нужны художественная дисциплина и жесткая
рука.