Тигриная хватка топов

СПб. Опрошенные «ДП» эксперты назвали пять главных тенденций в менеджменте, которые будут определять действия компаний в наступающем году.

Главный тренд 2009 года, который будет доминировать и в будущем году, — оптимизация издержек. Генеральный директор ИКФ «АЛЬТ» Александр Печерский оценивает эту тенденцию скорее как положительную. «Почему «скорее», а не «однозначно», потому что, как показал уходящий год, руководители многих компаний поддались сиюминутности момента и стали сокращать стратегически важные для бизнеса статьи затрат: инвестпроекты, людей, маркетинг и т. д.», — поясняет он. Однако, по его словам, есть предпосылки к тому, что от сокращения затрат менеджмент перейдет к повышению эффективности. Об этом говорят результаты недавнего исследования «АЛЬТ». «Разница в подходах в том, что во втором случае управленцы нацелены на долгосрочную перспективу и системно налаживают процессы, в то время как в первом — просто рубят «косты» (от англ. cost — затраты. — Ред.) там, где это легче всего сделать», — поясняет Александр Печерский.
Профессор Государственного университета — Высшей школы экономики Игорь Гурков полагает, что в следующем году выбор тех или иных действий управленцев будет зависеть от отрасли, региона и типа собственника. К положительным трендам он относит возвращение собственников к управлению бизнесом. «В 2010 году им точно не будет скучно, что можно было наблюдать до кризиса», — говорит эксперт.
Декан Tuck School of Business, старейшей бизнес–школы в мире, входящей в десятку школ с лучшей программой МВА, Пол Данос уточняет, что 2010 год ознаменуется ростом ответственности лидеров компаний, новым подходом к системным моделям риска и их интерпретации.
Еще один тренд, отмеченный экспертами, — продажа и сокращение холдингами непрофильных активов. «Я бы оценил его на 100% положительно, поскольку это позволит компаниям сосредоточиться на своих ключевых операциях и компетенциях», — говорит Александр Печерский.
По мнению экспертов, в 2010 году должен набрать силу тренд формирования альянсов и создания партнерств, что в условиях дефицита ресурсов и недоступности кредитов может стать для компаний хорошим способом разделить риски и найти ресурсы для роста. Однако наряду с позитивными тенденциями специалисты отмечают и несколько негативных. Пол Данос считает, что чрезмерная уверенность в своих силах может сослужить управленцам плохую службу. «Сама по себе уверенность хороша, но лидеры должны подходить к каждой сложной проблеме со смирением, открытым умом и с критически аналитическим мышлением. Нет людей, которые бы знали ответы на все возникающие вопросы», — говорит он. Александр Печерский называет главным отрицательным трендом будущего года — еще большее сокращение затрат на маркетинг, персонал и прочие «нематериальные» статьи затрат. Впрочем, есть надежда, что в 2010 году наряду с этой тенденцией получит развитие и новая.
«В ряде компаний кризис, напротив, стимулировал расширение и развитие служб, занимающихся поиском новых рынков, продуктов и ниш», — поясняет Александр Печерский.
Чтобы в новом году бизнес не оказался съеденным кризисом, управленцам придется действовать почти как дрессировщикам: быстро, осторожно и верно оценивая риски.
фото: reuters