«Троянцы» как оперный «Аватар»

Валерий Гергиев явно хочет превратить весь мир в оперный театр — ну, если не весь мир, то хотя бы Петербург. Не успели любители оперы отойти от «Женщины без тени» Рихарда Штрауса, как в Мариинском новая премьера — «Троянцы» Берлиоза.

Многие подумают, что Берлиоз — это отрезанная голова режиссера Адабашьяна из сериала про Мастера и его жену–ведьму. Между тем реальный композитор Гектор Берлиоз вызывал в свое время не меньшую оторопь у почтенной публики. Он славился размахом (в этом отношении он и Гергиев — родственные души). Так, его Реквием 1837 года, посвященный памяти солдат, погибших в Алжире (это был французский Афган), должны были исполнять 700–800 музыкантов — четыре полных оркестра, расположенных в каждом конце зала. Сейчас это произведение исполняется вдесятеро меньшим числом оркестрантов — больше просто не набрать. Увы, в наше время идут не в музыку, а в чиновники или на биржу.
«Троянцы» — своего рода «Аватар» 1860–х, а Берлиоза по размаху можно сравнить с Джеймсом Кэмероном. Гигантский эпос в восьми актах и 11 картинах на тему конфликта цивилизаций, «Троянцы» в концертном исполнении этим летом заняли два вечера. Опероманы выходили из концертного зала пошатываясь и хватаясь за стены. Сейчас Гергиев явно решил сжать постановку и привлек для этой цели, возможно, столь же экстравагантную, как сам Берлиоз, каталонскую труппу La Fura dels Baus. Команда во главе с режиссером Карлушем Падриссой сочетает высокие технологии с акробатическими трюками и снискала репутацию одного из самых оригинальных театров мира.
Падрисса о проекте
«Если вы наберете в Google «троянцы», первое, что выдаст система, — это компьютерный вирус «Троян», а не ссылки на мифологию или оперу Берлиоза, — говорит Падрисса. — В нашей интерпретации «Троянцев» одна модель цивилизации проникает в другую и, подобно болезнетворному вирусу, начинает уничтожать ее. Троянский конь выступает как символ разрушительного начала. Визуально конь — это внушительная зеркальная конструкция, в основание которой положено яйцо (оно воплощает одновременно человеческий мозг и компьютер). Если внедряемая в умы людей идея становится популярной, это приводит к этническим распрям и социальному противостоянию. Разные цивилизации, сталкиваясь между собой, уничтожают друг друга.
Я исследовал, как в результате столкновения двух цивилизаций может возникнуть третья, принципиально новая культура. В начале спектакля вы увидите западное общество в худшем его проявлении, где люди живут в состоянии духовной стагнации. Вторая часть «Троянцев» — утопическая и пацифистская. Герои оказываются в своеобразном социалистическом тропическом раю — нечто вроде Кубы образца 1980–х годов. Там идет постройка ускорителя частиц и поиск «Божьей молекулы», которая могла бы дать начало новой цивилизации, однако толпы туристов заносят туда разрушительный вирус. В финале герои отправляются на Марс в надежде построить новый мир».
В финале герои «Троянцев» отправляются на Марс в надежде построить новый мир.
Фото: мариинский театр