Москва и Петербург: где будет лучше

Автор фото: хф "Метрополис"

Сбылась мечта президента: Москва стала финансовым центром — если не мировым, то региональным. Не сбылась мечта губернатора Петербурга: разрыв между двумя столицами по экономическим показателям продолжает расти.

Примерно такая картина мира — 2025 вырисовывается из исследования PricewaterhouseCoopers. Консалтинговая компания составила рейтинг городов с наивысшим ВВП в 2025 году.
В нем Первопрестольная, занимавшая в 2008–м 15–е место, поднимается на 12–е (среднегодовой рост ВРП — 3,2%), зато Петербург с 71–го места опустился на 75–е (среднегодовой рост ВРП — 3,0%).
Прогноз PricewaterhouseCoopers мало соотносится с разрабатываемой сейчас в Смольном новой концепцией социально–экономического развития Петербурга до 2025 года. Местные прогнозисты много оптимистичнее западных. К примеру, ВВП за 15 лет, по одной версии, вырастет в 6,7 раза, по другой — всего в 1,6 раза.
|ИНФОГРАФИКА: города с наивысшим ВВП в 2008 году и прогнозу на 2015 год. Часть 1. Часть 2.|
Других российских городов в первой сотне нет, но и высокие места этих двух экономисты, опрошенные "Деловым Петербургом", ставят под сомнение.
"Рейтинг является отражением того, что Россия, скорее всего, будет расти опережающими темпами, прежде всего по сравнению с развитыми странами. Но все равно Москва будет сильно отставать в развитии от таких крупных городов развивающихся стран, как Мехико, Сан–Паулу и Буэнос–Айрес, — считает главный экономист Сбербанка Ксения Юдаева. — Москва станет еще более дорогим городом, процветающим, в котором будут развиваться прежде всего современные сектора услуг. Город станет финансовым центром".
Высокое место Москвы в рейтинге означает в целом, что и экономика России к 2025 году должна улучшить свой рейтинг. От западных инвестиций, потеки они в столицу полноводной рекой, не может не перепасть и другим российским городам.
Но есть ли у Москвы реальный шанс так высоко забраться?
Олег Замулин, профессор Российской экономической школы, считает, что шансы такие, конечно, есть, но будут ли они реализованы — большой вопрос.
"Чтобы Москва так высоко поднялась, российская экономика должна расти теми же темпами, которыми она росла предыдущие 10 лет, — это примерно 7% в год. Но проблема в том, что тот рост, который мы наблюдали все последние годы, был всего лишь восстановительным. Реформы 1990–х гг. дали толчок экономическому развитию, однако оно шло за счет использования тех ресурсов, той инфраструктуры, которые остались нам в наследство от СССР. На сегодняшний день эти ресурсы, в общем–то, уже использованы. Дальше нужно строить абсолютно новую экономику", — объясняет Замулин.
Хотя риторика на тему модернизации из уст президента и более мелких чиновников не утихает, реальных подвижек в сторону экономических перемен нет. А значит, уверены экономисты, надежд на то, что экономический рост продолжится, крайне мало. При отсутствии политической конкуренции власть остается неподотчетной обществу, законы не непререкаемыми, а значит, инвестиции — незащищенными.
"Вполне возможно, что темп роста инфляции в России в ближайшие годы будет выше темпа обесценения рубля, тогда Москва просто будет становиться более дорогим городом, ее ВВП будет расти только за счет этого", — предполагает Максим Никитин, профессор Международного института экономики и финансов ГУ ВШЭ.
Но у стремительного роста ВВП, как у медали, две стороны. И это утешение на тот случай, если скепсис экономистов оправдается. Когда город стремительно развивается, увеличивается нагрузка на инфраструктуру. Но далеко не во всех развивающихся странах правительства способны обеспечить ее развитие, адекватное росту ВВП. "В Москве однозначно не в состоянии", — считает Никитин. Проще говоря, быстрорастущий город зачастую перестает быть комфортным для жизни.
Высокий рост ВВП для бизнеса означает наличие в этом регионе емкого рынка, а значит, и перспектив для развития. Однако инвесторы кроме прогноза роста экономики региона для принятия своих инвестиционных решений руководствуются и другими факторами.
"Мало у кого из предпринимателей бизнес сопоставим с размером рынка крупного города. А значит, найти свою нишу можно, даже если рынок не очень быстро растет или является сравнительно небольшим в общемировом масштабе. Рост ВВП — один из показателей для принятия инвестиционного решения. Но далеко не главный. Нужно смотреть на то, какой деловой климат в стране, насколько предсказуема система госрегулирования и так далее", — говорит Максим Никитин.
"Большинство инвесторов ориентируется не столько на ситуацию в отдельных регионах–городах, а на то, какими темпами растет экономика в стране в целом. Ведь это взаимозависимые системы в рамках национальной экономики. Долгосрочный прогноз роста экономики — один из очень многих факторов, который входит в расчеты иностранных инвесторов. Другие (не менее важные) — качество экономической политики, макроэкономическая стабильность, политические риски", — считает Ярослав Лисоволик, главный экономист Deutsche Bank.
Если верить прогнозу PricewaterhouseCoopers, то в течение последующих 15 лет продолжится наступление городов с развивающейся экономикой. Шанхай, Мумбаи, Пекин, Дели, Гуанчжоу, Рио–де–Жанейро, Стамбул и Каир заметно поднимутся в рейтинге городов с крупнейшим ВВП. Так, Шанхай, Пекин и Мумбаи будут расти на 6–7% в год, тогда как Нью–Йорк, Токио, Чикаго и Лондон — в среднем всего на 2% в год. "По поводу стремительного роста Каира или Рио–де–Жанейро я лично не уверен.
В Рио–де–Жанейро страшная преступность, которая является естественным препятствием на пути развития бизнеса. Кроме того, адекватное быстрому росту ВВП развитие транспортной инфраструктуры пока из всех этих городов обеспечивается только в Пекине и Шанхае", — уверен Максим Никитин.
В то же время, если в 2008 году в первой сотне было 39 городов из развивающихся стран, в 2025–м их станет 48, а значит, пресловутый дисбаланс между бедными и богатыми странами, ставший причиной нынешнего экономического кризиса, будет нивелироваться. "В конце концов бедные будут догонять богатых. Мировая экономика станет стабильнее в целом", — полагает Олег Замулин.
Несмотря на нерадужные экономические прогнозы, у Петербурга есть шанс сократить разрыв с Москвой и начать играть важную роль в экономике северных стран. По мнению Ярослава Лисоволика, уровень концентрации экономической активности в Москве уже почти достиг пределов насыщения. А это значит, что поддерживать высокие темпы роста на долговременной основе столице будет все тяжелее.
Вероятно, одним из лейтмотивов следующего десятилетия для России станет экономическая децентрализация. "Она пойдет за счет активизации в регионах, в первую очередь на Юге, Дальнем Востоке и Северо–Западе, — считает главный экономист Deutsche Bank. — Эти регионы будут развиваться быстрее, чем страна в среднем. И возможно, что уже после некоторого послекризисного восстановления темпы роста Москвы начнут отставать от темпов роста этих регионов".
Если интеграция России с Евросоюзом продолжится (президент Медведев высказал предложение унифицировать законодательство РФ в соответствии с европейскими стандартами и др.), то можно предположить, что Петербург, как один из крупнейших городов на севере Европы, в общем экономическом пространстве ЕС в будущем станет играть важную роль.
"Главный экономический козырь Петербурга — большая возможность стать городом–трансфером, важной зоной для всей экономики Евросоюза, а уж Северной Европы тем более. Если не брать интеграционную ситуацию, то я бы осторожно сказал так: мы можем надеяться, что Петербург будет расти, но гарантии, если судить по нынешней структуре экономики, давать нельзя.
За счет чего можно расти? Точно не за счет старых отраслей и старой индустрии. Перспектива — все, что относится к новой энергетике, к биотехнологиям, информационным технологиям. Задел у Петербурга в этом направлении есть, в этом смысле я бы не посыпал голову пеплом", — заметил директор центра стратегических разработок "Северо–Запад" Владимир Княгинин.