Доходы отмоются преступным путем. Без наказания

Автор фото: Итар-Тасс

Бизнесмены, обвиняемые в незаконном предпринимательстве, смогут избежать наказания за отмывание доходов, полученных преступным путем.

Группа депутатов Госдумы (все из "Единой России") внесла на рассмотрение парламента поправки в Уголовный кодекс (УК). Депутаты предлагают исключить незаконное предпринимательство из числа преступлений, участники которых подпадают под статью об отмывании доходов.
В пояснительной записке к проекту сказано, что УК в части экономических преступлений имеет существенный перекос в сторону излишней репрессии, а угроза привлечения к уголовной ответственности рассматривается как едва ли не самое эффективное средство "разговора" государства с представителями бизнеса.
"И это в то время как руководство страны требует, в том числе и на законодательном уровне, прекратить "кошмарить" бизнес", — отмечают авторы.
Речь идет об исключении совокупного применения ст. 171 (незаконное предпринимательство) со ст. 174 и 174.1 (легализация средств, приобретенных незаконным путем).Доходы отмоются преступным путем. Без наказанияДоходы отмоются преступным путем. Без наказания
Существует два распространенных сценария применения этих статей в связке: при рейдерских захватах предприятий или при конфликте с властями или силовыми структурами. Например, при отказе дать взятку. Схема похожа: сначала предпринимателя обвиняют в незаконном предпринимательстве, возбуждается дело, затем появляется новая статья о легализации доходов.
Так, например, в Подольске владельца аптеки обвинили в незаконном безрецептурном отпуске лекарств. Он публично выступил с критикой ФСКН, в итоге его посадили по ст. 171 и ст. 174 на 7 лет строгого режима.
Статья об отмывании средств появилась в УК РФ в рамках выполнения Россией международных соглашений по противодействию отмыванию денег террористов и наркодилеров.
Однако сама формулировка существенно отличается от законов других стран. В России к легализации относят в том числе и использование дохода в предпринимательской деятельности.
"Эта позволяет следствию при желании применять эту статью почти ко всем предпринимателям", — говорит председатель общественного движения "Бизнес Солидарность" Яна Яковлева (финансовый директор компании "Софэкс", находилась под следствием в рамках нашумевшего "дела химиков", но была оправдана судом).
Владелец "ЮКОСа" Михаил Ходорковский стал одним из первых бизнесменов в России, которого пытались обвинить по этой статье. Но в дальнейшем статья о легализации незаконных доходов гораздо чаще стала использоваться в отношении среднего и даже малого бизнеса, а не олигархов.
Дело в том, что средства, которые заработал обвиняемый предприниматель, следствие считает незаконными. Поэтому все платежи его предприятия: аренда, покупка расходных материалов, оборудования и даже налоги — могут расцениваться как легализация доходов от незаконной деятельности, отмечает Яна Яковлева. Фактически речь идет о двойном наказании бизнесмена, что недопустимо.
Адвокат по уголовным делам Игорь Хатьков (защищал Бадри Шенгелия) говорит, что в последние 3–4 года применяемость ст. 174 УК возросла, и обычно осужденные получают реальные сроки.
Законопроект должен пройти согласование в Верховном суде и МВД. К его рассмотрению приступят после Нового года.
На заметку: незаконное предпринимательство (ведение бизнеса без регистрации или с нарушением правил регистрации) в лучшем случае наказывается штрафом до 300 тыс. рублей, в худшем — лишением свободы на срок до 5 лет. За отмывание доходов — более серьезные тюремные сроки. Максимальное наказание — 15 лет.
1 млн рублей — сделки на эту сумму по Уголовному кодексу РФ относятся к особо крупному размеру и требуют максимального наказания за легализацию незаконных доходов.