Трамвай по расписанию

Секрет эстонской эффективности прост. Российские корпорации и органы власти чересчур раздуты. У них государство нормально управляется в основном по той причине, что администрация президента не может в течение года обсуждать один указ. У них просто нет столько людей. С корпорациями то же самое, в России они слишком большие. На мой взгляд, качество управления — это в большей степени проблема размера, чем эффективности. Если вся корпорация состоит из трех человек, они быстрее договорятся.

В остальном различия не принципиальны. У нас «Газпром» тоже управляется как частное предприятие. Путин может снять Миллера, но пока не снял, Миллер сам принимает решения. Эстонцы хотят доказать, что их экономика более приватизирована, чем наша. На самом деле, если посмотреть статистику, то в России доля государства в ВВП где–то 15%, а у них 22–23%. Им просто нравится рассказывать, что у них все по–честному и по правилам, но у нас тоже все по–честному и по правилам, а кто не по правилам, того посадили. Что касается менеджмента, доля истины в том, что эстонцам наша модель кажется архаичной и неповоротливой, конечно, есть. Проблема сегрегации напрямую связана с проблемой корпораций. Поскольку корпорации маленькие, то и менеджмент маленький, ведущие позиции руководитель легко может закрыть своими бывшими сокурсниками по школе менеджмента. Сегрегация в Эстонии гораздо больше, чем, к примеру, в Латвии. В Риге латыши знают русский, русские — латышский, и они между собой на двух языках общаются. В Эстонии, если у кого–то день рождения и за столом сидят и выпивают, то, если именинник русский, за столом будут одни русские, если эстонец — одни эстонцы. Это, впрочем, никак не мешает Эстонии быть интегрированной в европейское пространство. Интеграция зависит не от предприятий, а он законов, которые принимаются. Эстонцы 10 лет назад решили, что если Еврокомиссия хочет, чтобы железная дорога была национализирована, пусть будет, и не надо обсуждать. Или, наоборот, приватизируем, если она захочет. В результате эстонцы напринимали законов, которые им позволяют более интегрированно жить. С другой стороны, им удалось затащить к себе штаб–квартиры общебалтийских корпораций, типа «Кока–Колы» и «Филипп Морриса». Страны Балтии маленькие, и на каждую страну отдельную корпорацию никто строить не стал. За счет этого у них и менеджмент получше, и кризиса как такового нет. Скорее всего, они первыми решили проблему, которая больше всего отпугивала европейцев, — трамвай стал ходить по расписанию, а улицы убирались. Европейцам понравилось.