$ 50 для топ–менеджера

СПб. Этикет делового подарка хоть и строг, но не так сложен, чтобы забывать о нем. Тем более что Россия интегрируется в цивилизованный мир, где процесс дарения описан достаточно четко.

Во–первых, согласно этикету деловой подарок не должен быть дорогим. В США, например, тарификация подарков имеет статус неписаного закона: менеджер среднего звена не должен дарить или принимать подарки дороже $ 25, высшие управленцы, как правило, ограничены суммой в $ 50, а президент страны не может принимать подарки дороже $ 100. В очень редких случаях деловой подарок может стоить дороже. Принято считать, что дорогой подарок обязывает принимающую сторону и может восприниматься как взятка, именно по этой причине в Штатах не принято снимать ценник с подарка, хотя в других странах, включая и Россию, это моветон.
Во–вторых, деловой подарок всегда символичен. У нас пока что принято «одаривать» деловых партнеров корпоративными сувенирами, исходя из принципа «пусть будет». Однако подарок — не просто некий обязательный акт. Он должен говорить о признательности, о теплых отношениях, которые компания испытывает к своим партнерам, клиентам, официальным лицам, и даже о надежде на дальнейшую работу. Продумывать и дарить подарок нужно все–таки с чувством, при этом не забывая, что сотрудники других компаний и значимые для вас персоны все–таки не являются вашими близкими друзьями. Это накладывает свои ограничения. Так, например, нельзя дарить одежду, особенно интимного характера, нельзя дарить туалетные принадлежности, косметику, нельзя дарить предметы религиозного культа, в общем все то, что так или иначе связано с личной жизнью человека. Впрочем, есть исключения — разрешается дарение галстуков, шарфов, платков и других аксессуаров. С дарением спиртного вопрос сложный. В России такой подарок воспринимается лучше, чем в чопорной Европе, но все же... Дарить крепкое спиртное женщине некорректно, даже если она его употребляет. Также спорный вопрос — парфюмерный подарок. Дело выбора запаха все–таки интимное, поэтому решайте сами. Что же дарить можно? Практически все, что так или иначе связано с профессиональной деятельностью. Само собой — канцелярию, предметы офисного быта, электронные игрушки и устройства, деловые аксессуары, предметы интерьера, продукты питания (чай, кофе, конфеты), книги. Для иностранцев неплохим подарком является что–либо, имеющее национальный колорит.
В–третьих, нужно быть оригинальным в планировании подарков. Помимо целей этикета это преследует и достаточно прозаичные цели — выделить свой подарок среди прочих и тем самым запомниться. Если вас помнят в хорошем смысле, с вами будет приятнее работать. Впрочем, здесь, как и в других случаях, главное не перестараться.
Кстати
Какой сюрприз таит в себе подарок
4 тыс. рублей — та граница стоимости подарка, после которой платится НДФЛ (п. 28 ст. 217 Налогового кодекса РФ). Платит его работодатель–даритель.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты