Время делать консервы

СПб. Опасения экспертов складского рынка оправдались: 70% терминалов класса А и 35% класса В пустуют. Владельцы комплексов не унывают: кризис вынуждает думать об эффективности.

«Ситуация остра, но не настолько, чтобы собственники отказывались от этого вида бизнеса. Они предпочитают заработать максимум из возможного за счет оптимизации работы склада», — рассказывает Алексей Лазутин, консультант Amplion Asset Management.
По данным ASTERA, среднее значение пустующих площадей на петербургском рынке составляет 57% в классе А и 30% в классе В. Сложнее найти арендатора для совсем новых складов. Из введенных в 2009 году вакантными остаются 91 и 48% соответственно.
«Владельцы складов класса В оказались в выигрыше в связи с тем, что они более гибки в ценовой политике, нежели владельцы складов класса А», — говорит генеральный директор ООО «Интертерминал–Предпортовый» Марина Журкевич. Вместе с тем тенденции переезжать из высококлассных в низкоклассные терминалы, по ее словам, нет. Арендаторы предпочитают снижать затраты путем уменьшения занимаемых площадей или добиваться снижения арендных ставок.
В «тучные» годы склады строились бурными темпами, в том числе со спекулятивной целью.
Бороться с кризисом перепроизводства ненужных терминалов путем их продажи оказалось невозможным, так как стоимость склада определяется исходя из текущей заполняемости, а ее как раз и нет, отмечает Алексей Лазутин.
«Заполняемость в 30% означает, что два из трех зданий комплекса пустует. Когда есть возможность, владельцы перепрофилируют их под производственные помещения, но архитектурный проект не всегда позволяет это сделать», — отмечает он. Поэтому, как правило, владельцы консервируют часть объекта.
Компактность — главный тренд логистической индустрии. Собственники грузов и терминалов не хотят платить за лишние метры.
Фото: reuters