Техническая распродажа

СПб. Сокращение товарных запасов на складах и приостановление многих строительных проектов сократили потребность в подъемно–транспортной технике.

Начало этого года ознаменовалось серьезным спадом на рынке подъемно–транспортного оборудования — активность клиентов резко снизилась, многие проекты были заморожены и отложены на неопределенный срок.
«Резко усилилась конкуренция и ценовая борьба. Девальвация рубля также стала серьезным испытанием для бизнеса. Ситуацию в I квартале этого года можно охарактеризовать как психологический шок», — вспоминает Константин Титов, генеральный директор ООО «Рокла Рус».
Ставка на госзаказ
Наиболее существенное снижение спроса подъемно–транспортной техники произошло в машиностроении, металлургии, производстве строительных материалов. Основные заказы сохранились со стороны компаний–экспортеров, а также предприятий целлюлозно–бумажной промышленности и металлургии.
«Практически во всех отраслях проекты по развитию и модернизации бизнеса были заморожены, где–то из–за перестраховки, а где–то действительно под влиянием кризиса», — говорит Дмитрий Дубровский, директор по маркетингу ООО «СоюзКомплектАвтоТранс».
Рынок автопогрузчиков и электропогрузчиков за последний год сжался на 45–60%. Как рассказал Константин Титов, его компания сосредоточилась на продвижении внутрискладской техники, так как доходность направления вилочных погрузчиков в кризисное время пострадала значительно больше.
В меньшей степени сократились продажи крупнотоннажной техники (25–70 тонн), которая задействована в контейнерных терминалах и перевозках, отмечают эксперты. «Сегодня реализуются несколько крупных государственных проектов, таких как Северный и Южный потоки, связанные с развитием контейнерных площадок и терминалов. Этот сегмент поддерживается государственным финансированием и менее всего зависит от кризиса», — объясняет старший менеджер ООО «ТерриКон» Дмитрий Тилинин.
Падению продаж способствовало удорожание финансовых инструментов, прежде всего схем лизинга. Лизинговые компании увеличили проценты, размер авансового платежа и ужесточили свои требования к клиентам. Так, практически все они перестали кредитовать наименее ликвидные марки, в основном китайские.
Массовые скидки
Поставщики погрузчиков торгуют техникой практически по себестоимости, а некоторые позиции продают в убыток. По словам Дмитрия Телинина, предприятия увеличили сроки оплаты по поставленной продукции в среднем с 1–2 недель до 1–2 месяцев.
Цены и ситуация на рынке в течение этого года определялись в первую очередь наличием техники на складе у дистрибьюторов. Чем больше были запасы погрузчиков у компании, тем больше она снижала цены. Например, скидки на погрузчики грузоподъемностью 1,5 тонны достигали 30–40%. Самым активным периодом скидок стал февраль–март 2009 года.
Игроки рынка пока осторожны в оценках текущей ситуации и дальнейшего роста рынка. Они подчеркивают, что в складские запасы сегодня никто еще вкладываться не готов, а значит, о том, что на рынке намечаются положительные тенденции, говорить рано.
По мнению Константина Титова, в ближайшее время сохранится тенденция развития рынка внутрискладской электрической техники. Также, по его прогнозам, можно ожидать, что на рынок начнут выходить небольшие компании, которые будут сдавать в аренду достаточно дешевые экземпляры различной подъемно–транспортной и внутрискладской техники.
Спрос в течение этого года в основном сохранялся на внутрискладскую технику.
фото: reuters
Итоги
Ниспадающий спрос
45–60% составило падение продаж в сегменте автопогрузочной и электропогрузочной техники и 15–25% — в сегменте комплектующих и запчастей на петербургском рынке в 2009 году.
Прогнозы
В ожидании оживления рынка
6000 единиц подъемно–транспортной техники будет продано в Петербурге в 2010 году. Это составит 35% от докризисных норм продаж.
Источник: данные компаний