Око недреманное Всемирной паутины

Немало пользователей Интернета убеждены, что в Интернете существует вполне реальная цензура со стороны государства. Последняя волна паники по этому поводу поднялась после объявления «Яндекса» о закрытии рейтинга популярности блогов. Ровно за месяц до этого буря протеста была связана с законопроектом, разработанным Министерством юстиции. В нем предлагались поправки в целый ряд законов, по которым силовые ведомства могли бы без суда контролировать Рунет во имя защиты «государственных интересов». Кроме того, перед глазами российских пользователей Интернета — и «Великий китайский файрвол» — так называется в мире разветвленная система китайской цензуры в Интернете.

Кусты и садовники
В итоге, несмотря на успокоительные заверения представителей поисковых систем, что они не имеют собственной медийной позиции, а являются лишь беспристрастным зеркалом Интернета, эксперты и обычные пользователи находят много поводов для беспокойства. Самый популярный объект обсуждений — поисковик «Яндекс», поскольку именно он обрабатывает более половины всех поисковых запросов из России.
«Действительно были времена, когда «Яндекс» просто зеркально отображал содержание Рунета, никак в него не вмешиваясь и не влияя на него. Но те времена прошли. Нынешний «Яндекс» можно уподобить садовнику–селекционеру, который, взяв ножницы, придает сайтам правильный, с его точки зрения, вид, а те куст... ой, извините сайты, которые не могут или не хотят быть подстрижены должным образом, похоже, выбрасывает на фиг из поиска. Все идет к тому, что только «Яндекс», и никто другой, будет решать, каким должен быть Рунет, как он должен выглядеть, что он должен говорить и каким образом вести бизнес», — считает совладелец компании «Дом доменов» Андрей Шипилов.
Казнь от «Гугла»
Вместе с группой специалистов Шипилов проводил независимое исследование принципов «Яндекса» по отбору и предоставлению пользователям результатов поиска. Несколько принципов этого поиска, так называемых алгоритмов поисковой машины, Шипилов изложил в специальной статье. Однако он подчеркивает, что алгоритм «Яндекса» часто меняется и общие тенденции уловить достаточно трудно. Несколько лет назад американские специалисты публиковали подобное исследование об алгоритме поисковика Google. В мире есть даже термин «казнь от «Гугла». Принцип довольно прост: если эта поисковая машина обнаруживает на каком–нибудь сайте специальные программы для выведения его на верхние строчки результатов поиска и считает эти методы незаконными, то она выбрасывает этот сайт из своего поиска.
Судя по результатам исследования Шипилова, подобными алгоритмами пользуется и «Яндекс». Владельцы нескольких политизированных сайтов жаловались «ДП» на то, что, про их мнению, «Яндекс» искусственно прятал ссылки на их сайты в результатах своего поиска во времена серьезных политических кампаний в России. Между тем документально доказать обоснованность подозрений относительно поисковых машин еще никому не удавалось. «Принципы работы поисковиков остаются самыми непрозрачными в мире Интернета всех стран и континентов», — считают исследователи OpenNet Initiative. У владельцев сайтов остаются только косвенные доказательства. Многие владельцы блогов Живого журнала, например, считают, что ликвидация «Яндексом» топа самых популярных записей блогосферы напрямую связана с передачей «золотой акции» этого поисковика государственному Сбербанку. «Они легли под государство. А наше государство не любит выражения свободного общественно мнения», — таков сейчас главный лейтмотив в записях блоггеров.
«Мы работаем зеркалом Интернета, а не цензором», — говорит главный редактор компании «Яндекс» Елена Колмановская. В интервью «ДП» представитель пресс–службы компании подчеркнула, что обладание «золотой акцией» не дает права вмешиваться в оперативную работу компании и может влиять только на принятие стратегических инвестиционных решений.
Но как бы там ни было, в экономической реальности поисковых машин наметилась в последнее время очевидная тенденция: они переходят в собственность бизнесменов, близких и дружественных к Кремлю.
Неделю назад издательский холдинг «ПрофМедиа» Владимира Потанина довел до 75% свою долю акций во втором по популярности российском поисковике Rambler. И здесь небезынтересным является тот факт, что пакет акций заложен сейчас Потаниным государственному Внешторгбанку в обмен на кредит. Третья по популярности поисковая машина Рунета — mail.ru принадлежит с лета прошлого года близкому к Путину олигарху Алишеру Усманову.
О своем желании вложить серьезные деньги в развитие некогда популярной поисковой машины aport.ru заявил на прошедшей неделе представитель компании «ВымпелКом», крупнейшим собственником которой является «Альфа–групп» Михаила Фридмана.
Навстречу выборам
Чем вызван такой интерес российских бизнесменов к поисковым машинам Рунета? Некоторые эксперты предполагают, что это может быть связано с ожиданием прихода в российскую сеть больших денег, поскольку президент Медведев говорит о необходимости развития Интернета чуть ли не в каждом своем выступлении. Однако по мнению технического директора «Яндекса» Ильи Сегаловича, «сейчас нет никаких объективных причин для вложения денег в поисковики. Не тот период». В то же время политолог Владимир Прибыловский, которому принадлежит сайт anticompromat.ru, полагает, что подходящий для владельцев поисковиков период не за горами. Он начнется во время предвыборной кампании президента России.