Веселое, однако, время настало: владельцы бизнесов напрочь забыли о прибыли. Теперь они изо всех сил теряют деньги и с удивлением наблюдают, как стремится к нулю стоимость их собственных компаний.
Не проходит дня, чтобы в лентах деловых новостей не
появилось сообщение о конфликтах интересов между партнерами и контрагентами.
Боярские против Матта, Рогачев против Андреева, Шигаев против Кириленко, Лейтис
против Чигиринского…
Банки ополчились на нерадивых заемщиков: публикуют списки
должников и заложенного имущества, угрожают обратить взыскания на личное
имущество поручителей по кредитам. Причем угрозы кредиторов подкрепляют исковыми
заявлениями о взыскании долгов и требованиями признать банкротами компании с
широко известными именами, которые еще недавно пылинки сдували со своей
безупречной репутации.
Произошло неслыханное прежде дело: городские власти публично
вчинили иски на многие миллионы рублей застройщикам. Город в лице Жилищного
комитета купил у них квартиры, а строители, как водится, сроки сдачи жилья
сорвали.
У баталий, сотрясающих бизнес, есть две важные причины.
Первая: за год обороты компаний существенно упали, но
владельцы никак не хотят смириться с сокращением прибыли. Они так привыкли, что
каждый год их состояние растет, гарантируя все более высокое место в рейтинге
богатых и знаменитых. А тут кризис, дефицит финансов. Некомфортно как-то.
Вторая: жажда денег пересилила желание быть честным со
своими партнерами, отвечать по взятым обязательствам.
"Кредит я тебе не верну, как ни проси", - заявил один
петербургский миллиардер главе Сбербанка, когда тот потребовал придерживаться
сроков платежей по выданной ссуде. Отныне сотрудничество сторон продолжается
лишь в рамках судебного производства.
Бизнесмен, уступивший жабе, упускает из виду, что теперь он
потеряет еще больше денег. Суды и прятание от ареста нажитого имущества
обходится недешево. Да впридачу он разрушает собственную деловую репутацию.
Ерунда, казалось бы, если бы не одно обстоятельство: именно персональная деловая
руководителя бизнеса влияет на размер дополнительной стоимости компании при ее
продаже.
По странному совпадению, некто по имени Сергей Боярский на
круглом столе в редакции делового журнала в декабре 2007 высказался о
нравственности в бизнесе смело и откровенно: "Я не считаю совместимым бизнес и
нравственное начало. Если речь идет о бизнесе, которым занимаемся мы, крупные
игроки на рынке, его очень сложно привязать к нравственному началу.
Бизнес изначально - безнравственная вещь. Как только человек
начинает наживаться на труде другого, извлекая из этого прибыль, это
безнравственно.
Это религиозно несовместимые понятия. Вот я сижу, у меня
тысяча сотрудников, которые получают по 3 копейки, а я миллионер. В чем
справедливость и нравственность?"
Собственные нравственные ценности и ориентиры в бизнесе –
это святое. Важно, к каким последствиям приводит следование
им.