Демократия по–русски спасла бизнес в деревне

СПб. Пока консультанты компаний изобретают антикризисные меры, обитатели туристической деревни Верхние Мандроги управляют бизнесом стихийно и не боятся катаклизмов.

Верхние Мандроги — расположенное в Ленобласти туристическое предприятие, принадлежащее бизнесмену Сергею Гутцайту и предлагающее отдых в сельском стиле с погружением в бытовые реалии XIX в. Управление этим предприятием уже на протяжении 12 лет основано на принципе стихийности и законах русской деревни. Может быть, поэтому оборот компании в страшный для всего мира последний год увеличился на небольшие, но приятные 5%. А единственной антикризисной мерой стало то, что 150 поселенцев (они же сотрудники компании) впервые за 12 лет стали платить за еду.
Кузнец кузнецу рознь
Все решения принимаются в деревне коллективно на трех уровнях собраний: малом, большом и общем. На малом деревенский топ–менеджмент, состоящий из 10 человек, решает стратегические вопросы, как то: строить навес, достраивать заложенный 5 лет назад под ресепшн фундамент или оставить как есть. В большом собрании участвуют все сотрудники, и любой конюх или плотник может задать вопрос акционерам и топ–менеджерам. Функции общего собрания выполняет газета, представляющая собой распечатанные на принтере новости, которая вывешивается в деревне. В Верхних Мандрогах считают, что русскому человеку трудно принять как последнюю инстанцию строгие рамки. Поэтому в деревне царит относительная свобода: 4о мандроговских мастеров (кузнецы, гончары и прочие) часть доходов отдают в «общий котел», а часть — берут себе. Ассортимент и цены на сувениры устанавливают они сами. Тот, кто предприимчивее, расширяет ассортимент, узнает, на что есть спрос, и подстраивается под него. При этом управляющий следит за финансовыми потоками и раз в месяц ненавязчиво проходит–таки мимо кузницы или гончарной — посмотреть, что делается. Легкий контроль за «стихийностью» в деревне проявлялся еще и в том, что в течение первых 8 лет ее существования в ней действовал сухой закон.
Инициатива в почете
Такая чужеродная традиция, как корпоративные праздники, в Верхних Мандрогах также не приживается. «Сейчас 90% компаний отменяют корпоративы не потому, что нет денег, а потому, что они осознали их неэффективность», — уверен Алексей Зюкин, управляющий деревней Верхние Мандроги. По его словам, сотрудников здесь подбирают не по профессиональным качествам, а по критериям «наш ли это человек». «Наш человек» должен понимать, что инициатива в деревне ненаказуема. Обитатели деревни придерживаются правила «все должно находиться в одних руках», поэтому из года в год они отвергают предложения сторонних лиц сдать в аренду часть площадей или земель. По словам Алексея Зюкина, сейчас в Верхних Мандрогах идет работа над корпоративным кодексом компании, исполненном в русском стиле. «Но этот кодекс не будет работать до тех пор, пока русский человек его не распробует и через себя не пропустит», — уверен он.
Предприниматель Сергей Гутцайт знает, как «рулить» туристическим комплексом Верхние Мандроги.
Фото: светлана федорова, trend / Антонина байгушева