Владимир Ханумян: "Пятый канал" – один из немногих, остающихся убыточными

Автор фото: Коммерсантъ

Генеральный директор НМГ-ТВ Владимир Ханумян рассказал "Деловому Петербургу", что будет происходить на "Пятом канале" в ближайшее время.

"ДП": В каком направлении будет двигаться канал?
Владимир Ханумян: Первая и главная задача, которая поставлена перед нами, и которую мы изложили в стратегии НМГ-ТВ, это развитие и расширение группы. Создание на базе двух общероссийских каналов РЕН-ТВ и "5канал. Петербург" большой телевизионной группы, которая через какое-то время могла бы стать серьезным крупным игроком телевизионного рынка. Страна вступает в цифровую эпоху. Сила медийных компаний будет состоять в том, что внутри групп будет не один-два, а целое семейство каналов, которые будут распространяться в мультмедийной среде и собирать разную аудиторию. По этому пути движутся ВГТРК, Первый канал, СТС-Медиа. Такую же стратегическую цель ставим перед собой и мы.
Но прежде всего Рен-ТВ и Пятый канал должны стать экономически эффективными предприятиями. Поэтому одна из главных задач оптимизировать бизнес-процессы, которые есть сегодня и которые во многом обусловлены историческим наследием, использовать синергию, имеющуюся между двумя каналами. Что касается Рен-ТВ, этот канал работает по законам современного бизнеса уже много лет, там за последние четыре года выстроена внятная бизнес-организация. Если говорить о Пятом канале, он структурно во многом напоминает еще осколок телевидения советского типа (оговорюсь, что я не имею в виду содержательную сторону). Это большая структура, внутри которой находится много различных бизнес-функций. Все мировое телевидение и большинство российских телекомпаний уже перешли на более современную модель управления.
Одна из основных задач – это не сокращение персонала, как пишут уважаемые издания, а реинжиниринг бизнес-процессов, попросту говоря, реструктуризация. Она будет состоять в выделении отдельных бизнес-функций в самостоятельные подразделения. С моей точки зрения, бизнес в Петербурге будет не сокращаться, а расширяться. Сегодня "Пятый канал" это третий по величине телевизионно-технологический комплекс в России – серьезное предприятие, в которое в последние три года инвестированы значительные средства. Те, кто видел "Пятерку" шесть-семь лет назад, могут судить о том, как сильно он изменился. Потерять это невозможно, и никто этого делать не будет.
На основе технологического комплекса мы планируем создать то, что мы называем телевизионно-технический центр "Чапыгина, 6". Скажу прямо и честно, это мы делаем по аналогии с тем, что было сделано в свое время в "Останкино". Останкинский телецентр, крупнейший в стране, был преобразован в телевизионно-технический центр "Останкино". В нем сегодня работает "Первый канал", "НТВ" и огромное количество продюсерских компаний, которые арендуют технику и помещения, пользуются студиями для создания программ. Мы хотим, чтобы "Чапыгина, 6" тоже стал таким центром телевидения в Петербурге. Мы хотели бы видеть в качестве арендаторов все телевизионные компании, работающие в городе на Неве, представляющие и московских, и местных вещателей, а также продюсерские компании.
"ДП": То есть вы не планируете использовать мощности Russia Today?
Владимир Ханумян: Информация о Russia Today это вообще какое-то недоразумение. Я даже не понимаю, как его можно к нашему проекту привязать. Это канал, который делает программы для зарубежной аудитории на английском и арабском языках. Как это соотносится с "Пятым каналом"?
Возвращаюсь к реструктуризации. Из большого хозяйства "Пятого канала" выделяется весь технический центр со всем персоналом, который там работает, и на основе этого комплекса создается телевизионно-технический центр, что, как мне кажется, будет способствовать не только повышению эффективности нашей компании, но и развитию телевизионного рынка в Петербурге.
Для нас наиболее актуальна именно задача повышения эффективности бизнеса. "Пятый канал" сегодня один из немногих российских каналов, который остается убыточным для своих акционеров. Практически все телеканалы способны за счет сбора рекламы инвестировать серьезные средства в производство программ, поэтому сегодня российское телевидение выглядит очень ярким, высокобюджетным. Мы выглядим достойно и выигрышно даже на фоне крупнейших европейских каналов.
На "Пятом канале" реструктуризация необходима для того, чтобы вывести его сначала, как минимум, на безубыточность. Канал имеет огромный потенциал для роста, увеличения доли аудитории, мы приложим все усилия, чтобы этот потенциал был реализован.
Еще один важный, на мой взгляд, нюанс. Выйдя на федеральный уровень, "Пятый канал" во многом перестал быть городским каналом. Мы же посчитали необходимым вернуть Петербургу городское телевидение. Принято решение, оно одобрено акционерами, о создании еще одного канала - городского.
"ДП": Как это будет осуществляться? Какие-то часы вещания на той же кнопке, что и "пятый канал".
Владимир Ханумян: Кнопка – это вопрос настройки, никаких кнопок сейчас не существует, это выбор конкретного человека, который волен настроить свой пульт, как он хочет. К сожалению, на "Пятом канале" от петербургской жизни остался один час, он так и назывался "Петербургский час". Мы хотим этот час превратить в круглосуточный отдельный городской канал. "Пятый канал" останется общефедеральным вещателем, как это и есть сегодня, а рядом с ним возникнет еще канал, который мы называем городским.
"ДП": То есть слово "Петербург" из названия "Пятого канала" исчезнет?
Владимир Ханумян: Мы же не можем использовать слово "Петербург" два раза.
"ДП": Но вы таким образом лишаете Петербург представленности в федеральном масштабе.
Владимир Ханумян: Я вас хочу огорчить: Петербург и сейчас не представлен в федеральном эфире. Единственная городская программа, "Петербургский час" выходит только в Петербурге. Во всей остальной России в это время транслируются документальные фильмы и другие программы.
"ДП": Где будут готовиться новостные программы?
Владимир Ханумян: В Петербурге. Есть вещи, которые важнее чем просто местные реалии. Более важен петербургский дух, или то, что принято называть петербургской линией в русской культуре. Такую "петербургскость" "Пятый канал" не только сохранит, но и преумножит. Это не развлекательное телевидение. Это телевидение для мыслящих людей, своего рода интеллектуальный ресурс. Я думаю, что в этом и состоит истинный петербургский дух, тот метаязык Петербурга, которым и можно было бы описать русскую культуру. Поэтому уверен, что многое из того, что есть сегодня в эфире Пятого канала, что сегодня снимается в Петербурге, знаковые петербургские фигуры, несомненно, останутся в эфире.
"ДП": До недавнего времени канал позиционировался как канал регионов…
Владимир Ханумян: Нет, он, скорее, задумывался как канал регионов. После того, как на канал пришел Владимир Владимирович Троепольский, он стал "выруливать" в ту сторону, о которой я говорил выше, - научный, познавательный, петербургский в высоком смысле.
"ДП": Таким образом слоган "Говорит и показывает страна" больше не актуален?
Владимир Ханумян: Я о нем ничего не слышал. В "Пулково" я видел совсем другой слоган - "Другое телевидение". Что касается наших новостных выпусков, естественно, регионы в них представлены, это составляющая будет сохранена. В целом, мне кажется, что новости на "Пятом канале" - одни из лучших в стране, и с точки зрения картинки, и разнообразия тематики, и географической репрезентации.
"ДП": Мы опасаемся, что полемичность, дискуссионность будет принесена в жертву развлечению.
Владимир Ханумян: Я не понимаю, на чем основаны эти слухи о развлекательности, никто не собирается заменять "Пятерку" клоном СТС. Как я уже сказал, "Пятый" должен стать каналом для думающих людей, для зрителей, которые хотят получить не просто информацию, а пространство живой мысли, площадку, где сталкиваются мнения. Нам хочется делать телевидение для тех наших с вами соотечественников, которым нужен умный и интересный собеседник, для тех, кто заинтересован в компетентном мнении.
Известно, что подавляющее большинство сотрудников на "Пятом канале" работает по договорам подряда. Они опасаются, что в связи с реструктуризацией и оптимизацией бизнес-процессов их услуги не будут востребованы.
Когда я говорю, что структура громоздкая, я имею в виду не штат. Я говорю о том, что структуру надо выстроить таким образом, чтобы она была эффективна. Самое большое количество людей работает на обслуживании технического комплекса – студий, аппаратных, павильонов. Все эти люди переходят работать в телевизионно-технический центр и продолжат заниматься тем, чем они занимались, но теперь уже в профильной компании. Без работы они не остаются. Это хоть и смежный вид бизнеса, но отношения в нем строятся принципиально иначе.
Приведу простой пример. Есть небольшая московская телевизионная компания с небольшим собственным производством внутри. Известный ведущий заказывает студию в своем собственном канале. Все технические специалисты, десятки человек, его ждут. Он опаздывает на три часа. Три часа абсолютного простоя студии, аппаратной, персонала. Если бы он заказывал эту студию на деньги своего канала, он опоздал бы на три часа? Поэтому если выделить техкомплекс в отдельную компанию, его руководители будут заботиться о том, чтобы студии были загружены, чтобы персонал не скучал в курилках, а продюсеры, работающие на канале, соответственно, рачительнее относились к затратам своего телеканала.
"ДП": Данные о миллиардных убытках канала соответствуют действительности?
Владимир Ханумян: В рублях? Да, это открытые сведения. Убытки не связаны с тем, что он петербургский или не петербургский. Просто бизнес построен неэффективно. Когда "все внутри", "все вокруг колхозное", бизнес не может быть эффективным. А если есть две-три компании (пусть даже родственных, с общим собственником), и они работают друг с другом на коммерческой основе, это дисциплинирует. Мы никого не планируем выбрасывать на улицу. Мы хотим структурировать "Пятый канал" таким образом, чтобы все существующие и вновь создаваемые компании, работающие для него, функционировали эффективно.
"ДП": В каком состоянии находятся рекламные доходы "Пятого"?
Владимир Ханумян: В плачевном. Это не связано напрямую с контентом, все-таки долю в 2% национальной аудитории канал собирает. Но при этом рекламные сборы на порядок ниже, чем у каналов, с аналогичной долей аудитории, 2-3% (Домашний, ТВ3, ДТВ). Они зарабатывают в разы больше, чем "Пятый". Это проблема с плохо отстроенной системой продаж и отсутствием внятных отношений с рекламодателями.