Торговля возвращается на улицы

СПб. Впервые с начала кризиса на рынке стрит–ретейла началось оживление. Уровень активности на рынке коммерческой недвижимости за последние 3 месяца повысился вдвое.

В компании Praktis CB отмечают, что активность рынка коммерческой недвижимости по сравнению с июнем выросла примерно на 50%. Впервые с ноября 2008 г. появляется много заявок на покупку помещений. В компании Astera заявили, что сейчас ведутся переговоры с несколькими заинтересованными покупателями.
Смена вывесок
Вид проходных улиц меняется: их заполняет масс–маркет. Появляется все больше недорогих магазинов одежды и обуви, заведений общепита с демократичными ценами, продуктовых магазинов. Astera St. Petersburg в сентябре совершила сделки по размещению кафе «Пироговый дом» и продуктового магазина «Авоська» на проходных улицах города.
Развивать сеть на основных проходных улицах собираются книжные сети, например «Буквоед». Активно занимают встроенные помещения сеть кафетериев Mikc, «Сеть пивных баров СПб», магазины косметики «Улыбка радуги».
На Большом проспекте Петроградской стороны, в традиционно бутиковой зоне, открылся супермаркет «Семья». Большой и Невский проспекты остаются наиболее интересными для арендаторов. На Невском арендные ставки упали в среднем на 25% от уровня 2008 г. По данным Astera, они составляют 4 тыс. — 8 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. Однако и проходимость на Невском в 2 раза больше, чем на других торговых улицах, говорят в холдинге «Шоколадница». Около своей кофейни на Невском ему удалось открыть ресторан «Ваби Саби», готовится запуск новой «Шоколадницы» на Невском, 27. «Невский становится более привлекательным, — говорит Лилия Нилова, старший менеджер по рекламе и PR сети кофеен «Шоколадница». — Так интереснее работать, чем когда он пуст».
Также пользуются популярностью Лиговский, Московский, Средний проспекты и 6–7–я линии Васильевского острова, улица Восстания, улицы, примыкающие к станциям метро. Арендные ставки на этих улицах по сравнению с прошлым годом уменьшились примерно на 35–40%.
Дорога малым
Все чаще помещения занимают предприятия малого бизнеса. До кризиса развитие стрит–ретейла в основном определялось планами торговых сетей, потом они отказались от масштабной экспансии и лишь сейчас возвращаются к своим планам. Риелторы отмечают, что банки снова обсуждают открытие своих филиалов на основных улицах.
В Praktis CB считают, что оживлению на рынке помещений формата стрит–ретейл способствовало падение курса доллара в течение последнего месяца. Оно стимулировало покупки инвесторов — бизнесмены решили вкладывать деньги в долгосрочные, но гарантированно доходные проекты.
В течение первого кризисного года компании не спешили открывать новые магазины. Они ждали, когда ситуация стабилизируется, и меняли свои планы развития. В Colliers International отмечают, что число заявок на аренду встроенных помещений растет со II квартала этого года.
Консультанты уверяют, что в июне–июле было достигнуто «дно» на рынке стрит–ретейла. В течение 2 последующих месяцев инвесторы удостоверились, что цена стабилизировалась, и поспешили занять свободные площади.
Конкуренты отстали
Увеличение спроса со стороны арендаторов почувствовали и торговые комплексы. Однако только удачно расположенные. В остальных около 30% помещений по–прежнему пустуют.
Эксперты отмечают, что в целом торговые центры сегодня проигрывают по привлекательности встроенным помещениям. Владельцы комплексов — в основном крупные девелоперы — активно развивались до кризиса. В итоге сегодня, обремененные кредитами, они практически не способны снижать арендные ставки. Поэтому помещение на проходной улице обычно дешевле, чем аренда в торговом центре. Об этом говорит и Филипп Капчиц, коммерческий директор ООО «Август» (торговая марка OGGI). Последний магазин его компания открыла во встроенном торговом помещении — на пл. Льва Толстого.
Впрочем, сами владельцы этой недвижимости настроены не так оптимистично. Один из них, Андрей Попов, говорит, что появившийся интерес к аренде не приносит пока реальных результатов. При этом основной собственник недвижимости — город, и, как сообщили в Фонде имущества, сделок стало больше лишь по продаже помещений, но не по аренде. При этом на днях глава КУГИ Игорь Метельский заявил, что в 2010 г. ставка аренды недвижимости не будет повышаться, а значит, рассчитывать на рост цен на рынке коммерческой недвижимости пока рано.
«Сейчас такая ситуация, что мы смогли открыть продуктовый магазин на улице бутиков.
Олег Рыбаков, управляющий сетью «Семья»