Клиент устал выбирать

СПб. Вопреки или благодаря кризису потребители становятся все ленивее. Об этом говорит появление бизнес–проектов, в которых за клиента решают, что ему есть и какую одежду носить.

В частности, в японском городе Кашива недавно открылось кафе, в котором заказ за каждого следующего клиента делает предыдущий клиент (он и оплачивает этот заказ), а предприниматели из Германии за потребителя решают, какой рисунок будет на произведенной ими футболке.
Не для русских
Внешне японское кафе Ogori, работающее по схеме «будете есть то, что за вас заказал предыдущий клиент», выглядит вполне обыденно. По мнению создателей кафе, такой своеобразный подход к обслуживанию посетителей позволяет воспитывать щедрость и искореняет жадность в стране. «Все пришедшие в кафе вовлечены в игру, которая несет в себе приятный элемент неожиданности», сообщает 1000ideas.ru. В кафе Ogori всем новым клиентам предлагают ознакомиться с главными правилами обслуживания. Звучат они забавно: «Если вы пришли с друзьями или семьей, пожалуйста, сделайте один заказ»; «Давайте заботиться о других людях. Как это сделать — ваш выбор»; «Получайте удовольствие от вашего заказа, даже если вам не нравятся эти блюда (а если вы их просто ненавидите, то отдайте их другому гостю с заботой и вниманием)»; «Давайте говорить «спасибо» за заказ, который сделан и оплачен для вас другим посетителем».
По мнению Сергея Бутакова, генерального директора консалтинговой группы «РестАрт», в России подобная бизнес–идея вряд ли приживется. «Российский клиент слишком активен для того, чтобы есть то, что за него заказал кто–то другой, — говорит он. — Да и платить за неизвестного человека вряд ли кому–то захочется».
Зато в пассивность и щедрость европейских клиентов поверили немецкие предприниматели, октрывшие интернет–магазин Hipstery, торгующий разнообразными футболками.
Особенность магазина состоит в том, что покупатели могут только указать размер футболки и заплатить компании 17 евро. Затем клиенту предлагается пройти специальный тест, ответы на вопросы которого позволят создателям проекта понять, что за человек перед ними. Только после этого сотрудники интернет–магазина и приступают к разработке дизайна футболки, сообщает 1000ideas.
Владельцы магазина уверены: лучшие решения принимаются на основе интуиции. Поэтому тест для клиентов разрабатывался таким образом, чтобы как можно точнее определить вкусы и предпочтения клиента. Девиз магазина: «Мы избавляем вас от тяжести выбора». Если присланный вариант футболки не подойдет заказчику, то у него есть еще одна попытка заменить вещь. После второго отказа клиенту возвращаются деньги.
Экономия сил
«В моменты экономичесикх потрясений клиенту особенно приятно избавиться от необходимости делать выбор в процессе покупки, — объясняет причины появления подобных бизнес–идей Регина Березовская, доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности факультета психологии СПбГУ. — Представьте: у вас проблемы на работе или в семье, а вам нужно решать, какой кефир купить или футболку. Так что я бы не называла тех людей, которые пользуются услугами подобных компаний, пассивными клиентами. Скорее они экономят силы, столь нужные в кризисные времена».
Нехитрая схема объясняет принцип работы интернет–магазина Hipstery: клиент описывает себя, а эксперты разрабатывают дизайн футболки.
Фото: hipstery.com
Одно из главных правил японского кафе Ogori: «Давайте говорить «спасибо» за заказ, который сделан и оплачен для вас другим посетителем». Взаимозависимость клиентов этого заведения наглядно проиллюстрирована на плакате справа.
Фото: www.bookofjoe.com