Наставничество: делай как я

СПб. С каждым годом обучение новичков в компаниях оказывается все более длительным и дорогостоящим процессом. Убить всех зайцев позволяет наставничество.

Существует несколько вариантов наставников. И у каждого из них есть свои преимущества и свои противопоказания.
«Играющий тренер» — это наставник, который обучает новичка без отрыва от своей основной работы. Этот вариант хорош тем, что материальное вознаграждение за него не предусмотрено. Впрочем, это не отрицает наград особо отличившимся учителям, но денежные стимулы могут внести определенные перекосы в процесс обучения.
Кроме того, способности и мотивация каждого «играющего тренера» неясны. И далеко не всегда специалисты по HR смогут это понять. Однако если набор новых сотрудников у компании имеет спорадичный характер, то с этим приходится мириться — нанимать специальных учителей для одной волны новичков попросту дорого.
«Игрок на пенсии» хорош всем — он досконально знает свою сферу деятельности, умеет обучать. Разумеется, он должен быть выбран на эту должность по корректным критериям и дополнительно сам обучен.
Однако этот вариант уже более затратен по сравнению с играющим тренером — деятельность наставника требует оплаты. Соответственно, такой наставник актуален для компаний, где ротация кадров достаточно высока, а поток новых работников стабилен и прогнозируем.
И по умолчанию он также требователен к профессионализму работников HR–сферы, руководящих процессом наставничества: плохой наставник — беда компании.
«Приглашенный варяг» — коучер (он же тренер) со стороны. Основной недостаток — такой наставник не «в теме», что и как устроено в компании. Но он может быть незаменим, если основная задача дать новичкам коммуникативные и иные специальные навыки.
«Коллективный разум» обладает всеми преимуществами и недостатками других вариантов: он бесплатен, но очень сложен в контроле и обладает непредсказуемой результативностью, как известно, у семи нянек дитя без глаза.
Коллектив может отторгнуть новичка без каких–либо внятных причин. Но при позитивном результате новичок полностью адаптируется в коллективе.
Этот подход неактуален для компаний с западным типом корпоративной культуры, где каждый из работников «за себя». Но для привычной еще со времен СССР культуры коллективизма это весьма работоспособный вариант.
В каждой конкретной компании встречаются несколько или даже все варианты наставничества: «играющий тренер» обучает особенностям бизнес–процессов, «варяг» дает коммуникативные навыки, а «коллективный разум» отвечает за интеграцию новичков в корпоративную культуру. Главное — не перепутать!
Одна из задач тренера — интегрировать новичков в корпоративную культуру.
Фото: reuters