Клиента не спрашивают

СПб. Исследование Открытой школы бизнеса «Обучение и развитие — 2009» показало: оценивая эффективность обучения, компании реже прислушиваются к персоналу и клиентам.

Согласно исследованию ОШБ, пальму первенства среди показателей, по влиянию на которые оценивают эффективность обучения, держат изменения в навыках, необходимых персоналу для выполнения текущей работы (используют 72% организаций). За ними следуют (в 27–35% опрошенных компаний) показатели удовлетворенности сотрудников и потребителей, изменения в навыках, необходимых в будущем, достижение показателей по продажам и результативность организации.
Как это ни удивительно, но только в каждой седьмой компании оценивают влияние обучения на экономически значимые показатели — операционную прибыль и производительность труда.
Текучесть кадров, удовлетворенность поставщиков и изменение числа несчастных случаев — эти показатели практически не в ходу (менее 10%). Обращает на себя внимание тот факт, что лишь 3% компаний оценивает обучение по его влиянию на число несчастных случаев на работе. При этом четверть респондентов — это предприятия строительной, транспортной, производственной отрасли, сельского и лесного хозяйства, где обучение технике безопасности не должно быть формальностью. Если сравнить эти данные с результатами прошлогоднего исследования, то оказывается, что в этом году для оценки обучения реже на 20% стали использовать такие критерии, как достижение целевых показателей по продажам, удовлетворенность сотрудников и текучесть кадров. Отказ от оценки обучения по выполнению плана продаж понятен — организации осознают, что нельзя сводить все развитие к тренингам продаж. И недостаточно сверстать план продаж, исходя лишь из ожидаемого акционерами размера дивидендов, но нужно подкрепить его обоснованным маркетинговым планом.
А вот отказ от использования показателей удовлетворенности сотрудников и текучести кадров, скорее всего, отражает другую кризисную тенденцию. Похоже, после сокращений работников и урезания зарплат думать о персонале многим руководителям просто не хочется.
Еще одна тревожная тенденция: внимание к удовлетворенности потребителей тоже не в моде — минус 11% относительно 2008 г. Если к этому добавить игнорирование удовлетворенности поставщиков (популярность 6%), можно предположить, что многие организации сегодня не задумываются о том, что долгосрочный успех на рынке зависит от взаимоотношений организации с потребителями, сотрудниками и поставщиками.
Работодатель в первую очередь готов платить за обучение сотрудников более эффективному выполнению ежедневных обязанностей.
фото: reuters