В ожидании стабильности

СПб. По итогам июля все больше производителей фиксируют падение продаж свыше 50%. Участники рынка стараются не терять надежду на осеннее оживление.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России снизились на 58% в июле текущего года. В стране продано 115 483 автомобиля (в июле прошлого года — 273 299 автомобилей).
В рекордсменах по падению спроса продолжают числиться марки Dodge (–94%), Chrysler (–85%), Jeep (–84%). Всего снижение продаж группы Chrysler, которая объединяет эти три марки, в июле составило 89% (продано 106 автомобилей против 1008 годом ранее).
Более чем на 80% упали показатели у Иж, Honda, Chery, BYD, SEAT. Из 53 автомобильных марок, представленных на российском рынке, продажи 33 снизились более чем на 50% (для сравнения: в июне таких было 27). Иранский производитель Iran Khodro (IKCO) и вовсе прекратил в июле продажи своих автомобилей на территории России. IKCO продавал здесь Peugeot 206 иранской сборки, а также поставлял собственную модель Samand, которая собирается на базе Peugeot 405.
Кто в плюсе
Рост продаж за минувший месяц наблюдался лишь у двух производителей — Hummer (159%) и Geely (170%). Последняя марка занимает лидирующие позиции по продажам среди китайских брендов с начала текущего года. Успех базируется на седане C–класса Geely MK, его доля в общем объеме продаж превышает 80%.
Кроме того, с прошлого года, когда импортером марки в России стала компания Red Dragon (группа «Рольф»), значительно расширилась дилерская сеть, которая сегодня объединяет 130 предприятий.
Примечательно, что французский производитель Citroen, который с начала года демонстрировал положительную динамику продаж, в июле показал отрицательный результат (–33%). Эксперты связывают падение с тем, что на складах многих дилеров закончились ходовые модели 2008 года выпуска, предлагавшиеся со значительными скидками.
Изменение условий
По итогам 7 месяцев текущего года российский рынок просел на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число марок, которые остаются в плюсе, сокращается.
Если по итогам полугодия рост продаж зафиксировали пять производителей, то месяц спустя их осталось лишь три: Geely (414%), Hummer (109%) и Citroen (24%).
С начала апреля 2009 года была запущена правительственная программа по субсидированию автокредитов на приобретение автомобилей, производимых на территории России, цена которых не превышает 350 тыс. рублей.
Однако она не смогла стимулировать спрос: с апреля по начало июля по этой программе было подано около 30 тыс. заявок, однако кредит смогли получить лишь чуть более 16 тыс. заемщиков.
В июле условия программы были изменены: теперь субсидированный кредит распространяется на машины ценой до 600 тыс. рублей, а размер первого взноса снижен с 30 до 15%. Это позволяет игрокам надеяться на то, что осенью на рынке наступит оживление.
«Стоимость привлечения средств как для компаний, так и для потребителей постепенно снижается. Мы надеемся, что это приведет к росту потребительского оптимизма и вместе с окончанием периода отпусков положительно повлияет на продажи», — говорит Мартин Ян, вице–президент комитета производителей АЕБ.
Сдержанные надежды
Впрочем, сами дилеры настроены менее оптимистично.
«Резкой положительной динамики в ближайшее время ожидать не приходится, прежде всего в силу дальнейшего роста уровня безработицы и снижения потребительской уверенности, — считает Евгений Иванов, исполнительный директор «Ситроен Центр Лиговский». — Хотя, на мой взгляд, падение остановилось, и в IV квартале текущего года мы сможем наблюдать стабилизацию уровня продаж».
«Я не жду роста продаж к концу года, думаю, что за весь 2009 год снижение продаж на рынке превысит 50%. Кредиты все еще слишком дороги для покупателей», — убежден Андрей Смецкий, глава компании «Спорт Мобиль» (дилер Porsche, Honda, Alfa Romeo).
Вместе с ростом потребительского оптимизма поднимутся и продажи. Но когда это случится, сейчас ответить никто не может.
фото: Reuters
«Стабильная работа и рост доходов населения — самый эффективный элемент роста продаж».
Евгений Иванов, «Ситроен Центр Лиговский»
Факты
Продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта* в России по маркам в июле / за 7 месяцев 2009 г.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы вы можете найти в PDF–версии газеты.
Факты
Продажи иномарок в Петербурге официальными дилерами в 2009/2008 году
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы вы можете найти в PDF–версии газеты.