12:4828 августа 200912:48
38просмотров
12:4828 августа 2009
Агентство недвижимости Rysev Realty провело исследование элитного сегмента недвижимости Петербурга. Элитные квартиры не смогли сохранить свои цены, как многие верили: часто говорили, что элитная недвижимость почти не подешевеет, у нее всегда есть свои покупатели, у этих покупателей всегда есть деньги.
«Зная о реальных сделках на суммы от $1 000 000 до $6 000 000, проведенные с осени 2008 года, можно утверждать, что на начало лета 2009 года цены реальных сделок снизились с пика лета 2008 года на 25% в рублях и, соответственно, на 45% в долларах и на 35% в евро», — рассказывает генеральный директор компании Леонид Рысев. Таким образом, снижение цен на типовое жилье и на элитное примерно одинаково. Цены предложения отстают от реальных сделок на 5–15% — на уровень торга.
«Спрос упал после начала кризиса и возрос к началу ноября, когда цены сделок снизились на 10% в рублях и покупатели, «сидящие» на чемоданах с кешем, сочли разумным вложить его в недвижимость, подешевевшую впервые за 10 лет на целых 10%. Спроса хватило недели на три, и потом рынок продолжил падение», — отмечает господин Рысев. «Следующий всплеск интереса к недвижимости начался после начала девальвации в конце декабря. Самые чуткие покупатели 31 декабря пытались что–то посмотреть и даже купить. К концу января те, кто следил за рынком, «заметили», что цены упали на 45% в долларах. Напомню, что в 1998 году в Питере цены снизились на 30% за 9 месяцев. Часть квартир была снята с продажи, их собственники посчитали данную цену несправедливой. Сделка — рекорд для кризиса: 200 000 000 рублей на Крестовском острове. В марте рубль перестал дешеветь, и покупатели поостыли, посчитав, что можно оставить деньги в кеше. В начале лета наметился очередной период баланса цен и спроса».
Прошедшие полгода позволил сделать очень интересные выводы. Как отмечает господин Рысев, кризис вывел на рынок уникальные объекты, которые в другое время никогда бы не появились в продаже. К примеру, в знаменитом доме Грибоедова, 2б, расположенном в Михайловском парке в 50 м от Спаса на Крови и Русского музея, за осень появилось в продаже восемь квартир, тогда как обычно продавалось по одной квартире, и то не каждый год. Стало очевидным, что квартиры покупаются и продаются при любом кризисе, так же как и доллары продают по 23 рубля и покупают по 37, — все зависит от конъюнктуры. «Мы этой осенью и зимой проводили больше сделок, чем летом 2008 года, когда рынок был перегрет: покупатели не хотели покупать по таким ценам или не могли, а продавцы ждали, что осенью будет еще дороже», — рассказывает эксперт.
Снизилась эффективность обычной и очень дорогой рекламы. «Продавец, которому надо продать свою недвижимость, нуждается в покупателе на его квартиру. Покупателю нужно авторитетное мнение: «Да, на сегодняшний день эта квартира имеет рыночную стоимость. Да, если вам нужна такая квартира — покупайте. Будет ли такая квартира, когда кризис кончится, неизвестно, при том что 45% в долларах — это огромное снижение цены», — говорит господин Рысев. «Замечательно, что рынок перешел 2 года назад на рубли. Если бы цены оставались в валюте, нас ждало бы затяжное вялое ужасное падение: пока рынок падает — все ждут. За счет девальвации цены в рублях упали за несколько недель вместо возможных месяцев». В результате, отмечает эксперт, несмотря на глобальность кризиса, произошедшее падение отбросило цены на недвижимость в рублях всего на один год назад.