Да здравствует вторая волна

Герман Греф восстановил бонусы и премии топ–менеджменту Сбербанка, отмененные на пике первой волны кризиса. Тогда многие, особенно в западной прессе, писали о непомерной алчности финансистов. Поощряемые как раз премиями и бонусами, трудящиеся финансового сектора вкладывали деньги — чужие, разумеется, — во все более сомнительные сделки, что в итоге и привело к обвалу. Когда в России все тоже начало сыпаться, президент Медведев стал ездить в разные западные столицы и там подхватил идею о том, что в тяжелые времена негоже тратить бюджетные деньги на премии топ–менеджерам, тем более что результаты их работы впечатляют разве что авторов криминальных детективов.

Теперь все это забыто. Сообщается, что экономика пошла на поправку, и вице–премьер Шувалов, видимо хорошенько порывшись в карманах, нашел экономический рост.
Правда, от реальной экономики за это время мало что осталось, за исключением добычи нефти и газа, но ведь это и есть наше все, не так ли?
Цены на нефть вернулись к уровню благополучного 2007 года, а раз так, можно забыть о последнем годе как о страшном сне. А что, собственно, за это время изменилось? Люди, определяющие экономический курс, остались те же, да и идеи, если отбросить риторику, прежние. Что лишний раз и доказывает решение Германа Грефа. Итак — назад в гламурный 2008-й, к роскоши как национальной идее? Вот только дадут ли это сделать миллионы потерявших работу и те выпускники школ, которые уже успели понять, что их не очень–то и ждут на этом празднике жизни?
Структура нашей экономики если и изменилась за год, то в сторону деградации. Старое советское оборудование, как показал пример Саяно–Шушенской ГЭС, уже не выдерживает, а новое мы, если каким–то чудом еще и производим, счастливы продать индусам. Денежная система остается колониальной, ее единственная цель — не развитие внутреннего рынка, а аккумуляция доходов от экспорта сырья и их вывоз в страну–метрополию. Метрополий у РФ, правда, все больше, среди них все развитые страны, скоро и Китай присоединится.
Социальное расслоение сохраняется по образцу Мексики, Нигерии или России до 1861 года, поэтому ничего не сделать и с коррупцией. Ведь чиновник мечтает о вилле на Кап–Ферра не потому, что ему мало его оклада, премий и льгот, а потому что у соседа по даче дом в Испании.
Не дай Бог, конечно, нам испытать вторую волну кризиса. Но, кажется, в России ничего не происходит, пока не клюнет жареный петух — туда, куда вы подумали.
Без шока второй волны мы, похоже, вернемся к докризисному гламуру.
Фото:reuters