Как появилось печенье от кризиса

Кризис оказался удачным временем для производителей дешевых продуктов питания. За счастье они считают девальвацию.

Петербургское кондитерское объединение "Любимый край" (занимает 14% российского рынка фасованного овсяного печенья) начало производственную экспансию, воспользовавшись кризисом, когда потребители переключаются на дешевые продукты.
Как рассказала "Деловому Петербургу" генеральный директор ЗАО "КО "Любимый край" Елена Стрельцова, у компании нет долгов, "поэтому для нас кризис — время возможностей, и мы намерены воспользоваться наиболее интересными из них".
Так, "Любимый край" купил в Ленобласти участок площадью 2,2 га для строительства завода в индустриальной зоне Горелово (Ломоносовский район). Земля была куплена у компании, не сумевшей в кризис реализовать на ней свой инвестпроект. По мнению Стрельцовой, если бы не кризис, то этот участок вообще не появился бы в продаже, а если бы и появился, то на 25–30% дороже.
Инвестиции в покупку земли и строительство первой очереди завода по производству кондитерских изделий составят около 1 млрд рублей. Из них 50–75% составят собственные средства компании и средства акционеров. Владельцем "Любимого края" является офшорная компания ARCOR, у которой 28 акционеров — физических лиц. Основателей компании не разглашают, однако участники рынка связывают их также и с розничным бизнесом.Елена СтрельцоваЕлена Стрельцова
В настоящее время компания проводит допэмиссию акций среди акционеров, полученные средства также будут направлены в развитие. Стоимость приобретенного в лизинг оборудования составит 25% от стоимости инвестпроекта.
Окупить инвестиции компания рассчитывает через 4 года. Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко отмечает, что сроки окупаемости вполне реальны, так как рынок развесного и фасованного печенья имеет большой потенциал роста. Рентабельность бизнеса по операционной прибыли составляет 12–20%.
Мощность первой очереди, которую "Любимый край" планирует ввести в эксплуатацию в 2011 г., составит 1,5 тыс. т готовой продукции в месяц. Это будет продукция под существующими торговыми марками — "Посиделкино", "Штучки", "Цельная натура". Для сравнения: мощность существующего завода — 1 тыс. т в месяц. Кроме того, объединение собирается покупать чужие, но уже раскрученные бренды. Планируется, что на второй очереди будут выпускать товары под новыми торговыми марками.
Уверенно себя чувствуют и сыропроизводители. Так, по словам президента холдинговой компании "Невские сыры" Альберта Суфиярова, в кризис растет объем продаж сыров экономсегмента (до 150 рублей за 1 кг) и сыров в нарезке.
За первое полугодие 2009 года компания смогла увеличить объем продаж на 10% (в натуральном выражении) и на 18% в деньгах. По словам Суфиярова, в этом году они заключили договоры на поставку с сетями "Дикси", "Ашан", "Магнит". Также в этом году "Невские сыры" закупили оборудование на $3,5 млн, ожидая роста производства в 2009 г. на 12%.
Неплохо обстоят дела и у производителей молочной продукции, поскольку молоко — базовый продукт потребительской корзины. В кризис многие начали выпускать продукцию экономсегмента, сократив выпуск дорогих йогуртов.
Статистика показывает, что есть рост производства яиц и мяса птицы. Так, птицефабрика "Синявинская", начавшая в 2008 г. реконструкцию стоимостью 2,8 млрд рублей, ожидает увеличения объема производства яиц в этом году на 30% (в натуральном выражении).
При этом российские производители чутко следят за курсом национальной валюты. Им девальвация рубля выгодна.
"Если рубль будет девальвироваться хотя бы на 5% в квартал, то для нас это будет самое большое счастье, так как вырастет доллар, а соответственно, подорожает и импорт", — считает председатель совета директоров птицефабрики "Синявинская" Никита Мельников.
Собственники и оборот производственного объединения "Лю бимый край": компания на 100% принадлежит ARCOR Holdings Inc., акционерами которой являются три ее основателя и 25 сотрудников "Любимого края". Оборот компании в 2008 г. составил 600 млн рублей (+60% к 2007 г.). По прогнозу, рост выручки в текущем году составит 20–30%.