Дети рисуют "идею", а не зримый аналог

Взрослые мало ценят рисунки детей в возрасте между тремя и четырьмя годами. Они не понимают, какую огромную интеллектуальную работу проделывает ребенок в процессе рисования, воплощая в рисунках свои представления мироустройства.

В возрасте около года ребенок начинает чертить беспорядочные каракули, которые являются первой стадией детского рисования. Постепенно у него налаживается зрительно–моторная координация — глаза привыкают следить за графическими движениями руки. Между годом и 2 ребенок начинает осознавать, что, водя карандашом по бумаге, он оставляет следы, которые могут видеть и другие люди.
Между 2 и 2,5 года ребенок обнаруживает, что лист бумаги имеет края. И если раньше рука с карандашом легко выезжала за пределы листа, то теперь ребенок в своих движениях старается учитывать его края. Между 2,5 и 3 годами ребенок обнаруживает, что его "каляки–маляки" могут быть похожими на что–то и обозначать не просто линию и закорюку.
Сначала ребенок рисует там, где есть свободное место, для него нет ни верха, ни низа. Важно, что он может нарисовать то, что хочет, главное — выделить признак, отличающий отображаемый предмет от других. Например, у человека две ноги, а у собаки много и есть хвост. Но уже в возрасте между 3,5 и 4 годами ребенок выделяет в пространстве листа землю и небо, а между ними располагает персонажей. Они стоят в ряд, во весь рост, ни в коем случае не загораживая друг друга. Их контуры не должны пересекаться, так как ни один предмет не должен занимать пространство другого, в чем–то его ущемлять.
Такая композиция носит название ленточной, или фризовой. Она является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат для изображаемого им мира, в которой главным структурообразующим принципом является вертикаль. Лист разделяется на верх, середину и низ. Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства. Постепенно, по мере взросления, ребенок приобщается к культуре взрослых людей, в которой тема неба связана с идеями Божественного, духовного, светлого, а тема земли — с низким, физиологическим, темным. Это находит отражение и в его рисунках, вертикальная координата начинает символизировать ось ценностей. Несколько позже в рисунках начинает проявляться и горизонтальная ось, которая отражает идею течения времени.
Ранние детские изображения людей всегда обращены лицом к зрителю. Профильные рисунки появляются позднее, ребенок начинает их использовать для того, чтобы передать направление движения.
К 5 годам у нормально развивающегося ребенка в основном уже складывается индивидуальная символическая система, которая позволяет ему, используя пространственные и цветовые коды, передавать через рисунок значимую для него информацию. Смысловую нагрузку несут: близость или удаленность персонажей друг от друга, соотношение их размеров, особенности геометрических форм, цветовая общность и многие другие атрибуты. При помощи них ребенок фиксирует отношения между персонажами рисунка, степень значимости, отражает их характеры или свойства.
Таким образом, в возрасте между 3 и 5 годами ребенок осваивает изобразительный язык как одну из важнейших знаковых систем, при помощи которой он строит свою версию картины мира. Дошкольники передают на листе бумаги не конкретные зрительные впечатления, а моделируют мир, используя изобразительный язык как знаковую систему. Поэтому рисование в дошкольном возрасте является одним из наиболее эффективных способов упорядочения системы детских представлений о мире.
Но рисунок является лишь одной из многих форм отображения мировоззрения ребенка. Он делает это и в фантазиях, играх, танцах, песнях, и в других видах творческой деятельности. Зачастую взрослые даже не замечают непрерывной "мироустроительной" работы ребенка, которая позволяет ему сохранить ощущение устойчивости, правильности и осмысленности своего бытия.
Иногда взрослые, сами того не осознавая, пытаются разрушить результаты этой работы, стараясь добиться от ребенка более "правильно" и "красивого", с их точки зрения, изображения. Например, полностью закрашивать небо и землю, на фоне которых располагаются нарисованные ребенком персонажи. Для взрослых важна внешняя схожесть с изображаемым объектом. Для них такой способ рисования кажется "нормальнее" и "правильнее" детского.
Тем самым взрослые подталкивают ребенка к рисованию, основанному на чуждых его психической организации принципах и еще долгое время внутренне ему непонятных. Это лишает детское творчество самостоятельности и такой важной и высокой функции, как построение собственной картины мира.

По книге: Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 304 с.