Взрослые мало ценят рисунки детей в возрасте между тремя и четырьмя годами. Они не понимают, какую огромную интеллектуальную работу проделывает ребенок в процессе рисования, воплощая в рисунках свои представления мироустройства.
В возрасте около года ребенок начинает чертить беспорядочные
каракули, которые являются первой стадией детского рисования. Постепенно у него
налаживается зрительно–моторная координация — глаза привыкают следить за
графическими движениями руки. Между годом и 2 ребенок начинает осознавать, что,
водя карандашом по бумаге, он оставляет следы, которые могут видеть и другие
люди.
Между 2 и 2,5 года ребенок обнаруживает, что лист бумаги
имеет края. И если раньше рука с карандашом легко выезжала за пределы листа, то
теперь ребенок в своих движениях старается учитывать его края. Между 2,5 и 3
годами ребенок обнаруживает, что его "каляки–маляки" могут быть похожими на
что–то и обозначать не просто линию и закорюку.
Сначала ребенок рисует там, где есть свободное место, для
него нет ни верха, ни низа. Важно, что он может нарисовать то, что хочет,
главное — выделить признак, отличающий отображаемый предмет от других. Например,
у человека две ноги, а у собаки много и есть хвост. Но уже в возрасте
между 3,5 и 4 годами ребенок выделяет в пространстве листа землю и небо, а между
ними располагает персонажей. Они стоят в ряд, во весь рост, ни в коем случае не
загораживая друг друга. Их контуры не должны пересекаться, так как ни один
предмет не должен занимать пространство другого, в чем–то его ущемлять.
Такая композиция носит название ленточной, или фризовой. Она
является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат
для изображаемого им мира, в которой главным структурообразующим принципом
является вертикаль. Лист разделяется на верх, середину и низ. Это древнейший в
истории человечества принцип символической организации пространства. Постепенно,
по мере взросления, ребенок приобщается к культуре взрослых людей, в которой
тема неба связана с идеями Божественного, духовного, светлого, а тема
земли — с низким, физиологическим, темным. Это находит отражение и в его
рисунках, вертикальная координата начинает символизировать ось ценностей.
Несколько позже в рисунках начинает проявляться и горизонтальная ось, которая
отражает идею течения времени.
Ранние детские изображения людей всегда обращены лицом к зрителю. Профильные
рисунки появляются позднее, ребенок начинает их использовать для того,
чтобы передать направление движения.
К 5 годам у нормально развивающегося ребенка в основном уже
складывается индивидуальная символическая система, которая позволяет ему,
используя пространственные и цветовые коды, передавать через рисунок значимую
для него информацию. Смысловую нагрузку несут: близость или удаленность
персонажей друг от друга, соотношение их размеров, особенности геометрических
форм, цветовая общность и многие другие атрибуты. При помощи них ребенок
фиксирует отношения между персонажами рисунка, степень значимости, отражает их
характеры или свойства.
Таким образом, в возрасте между 3 и 5 годами ребенок
осваивает изобразительный язык как одну из важнейших знаковых систем, при помощи
которой он строит свою версию картины мира. Дошкольники передают на листе бумаги
не конкретные зрительные впечатления, а моделируют мир, используя
изобразительный язык как знаковую систему. Поэтому рисование в дошкольном
возрасте является одним из наиболее эффективных способов упорядочения системы
детских представлений о мире.
Но рисунок является лишь одной из многих форм отображения
мировоззрения ребенка. Он делает это и в фантазиях, играх, танцах, песнях, и в
других видах творческой деятельности. Зачастую взрослые даже не замечают
непрерывной "мироустроительной" работы ребенка, которая позволяет ему сохранить
ощущение устойчивости, правильности и осмысленности своего бытия.
Иногда взрослые, сами того не осознавая, пытаются разрушить
результаты этой работы, стараясь добиться от ребенка более
"правильно" и "красивого", с их точки зрения, изображения. Например,
полностью закрашивать небо и землю, на фоне которых располагаются нарисованные
ребенком персонажи. Для взрослых важна внешняя схожесть с изображаемым объектом.
Для них такой способ рисования кажется "нормальнее" и "правильнее" детского.
Тем самым взрослые подталкивают ребенка к рисованию,
основанному на чуждых его психической организации принципах и еще долгое время
внутренне ему непонятных. Это лишает детское творчество самостоятельности и
такой важной и высокой функции, как построение собственной картины мира.
По книге: Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 304 с.