Уровень безработицы поражает

Интервью Пер Ункель, губернатор региона Стокгольм, о противоречиях между шведской столицей и регионами, и о том, почему дно кризиса напоминает форму ванны

До своего избрания губернатором региона Стокгольм Пер Ункель несколько лет работал генеральным секретарем совета министров Северных стран. Политический опыт Ункеля охватывает без малого четыре десятилетия, в течение которых он был и партийным лидером, и депутатом риксдага, и министром образования и науки в правительстве Швеции, и председателем комитета по социально-экономической политике крупнейшей фракции в Европарламенте.
Господин Ункель, существует ли особый, шведский путь выхода из кризиса, и если да, в чем он заключается?
--Кризис ударил по нам так же, как и по остальным странам, но очень неравномерным образом, если говорить о разных регионах Швеции.
Я разговаривал с вашим вице-губернатором, и у меня такое чувство, что наш кризис в чем-то похож на то, как вы его переживаете здесь, в Петербурге.
Кризис, конечно, накрыл и Стокгольм, но люди его не чувствуют. Потому что даже если вы остались без работы и у вас приемлемо хорошее образование, вы получаете новую работу. Так что уровень безработицы в Стокгольме до сих пор остается на уровне 3,5%. Что, конечно, поражает. Этот уровень вырастет, потому что безработица приходит на более поздней стадии кризиса, но тем не менее.
В дополнение правительство снизило налоги, так что если у вас есть работа в Стокгольме, вы живете довольно хорошо даже в кризисный год.
Так что кризис не ударил по 2 млн жителей столицы Швеции так же сильно, как по обитателям других регионов страны, особенно в сельской глубинке. По деревням он прошелся очень сильно.
Затем, ко всему прочему, разворачивается серьезный кризис в автопроизводящей промышленности. Это, в сущности, не часть нынешнего экономического кризиса, а структурный кризис самой автомобильной отрасли -- кризис, который приобрел всемирный масштаб. Но большие проблемы автопрома добавили силы финансовому кризису таким образом, что, как следствие, мы испытываем дополнительные кризисные явления, особенно в западной части Швеции, где расположены крупнейшие автопроизводства.
И третье наблюдение: по очевидным причинам банковский сектор испытывает проблемы, особенно SwedBank, который является одним из основных игроков на финансовых рынках прибалтийских государств.
Вследствие тяжелого положения этих стран перед этим банком стоят всевозможные трудности. Это касается и SEB, несмотря на то что этот банк оказался не так затронут кризисом, как SwedBank, по той причине, что не без колебаний в свое время шел на Восток. Таким неравномерным образом кризис ударил по нам: это кризис в регионах и кризис производства, поверх которых происходит финансовый кризис.
В России мы слышим от властей, что главным приоритетом была и остается макроэкономическая стабильность, на фоне чего обеспечение занятости населения отходит на второй план. Какие приоритеты ставит перед собой шведское правительство?
--Для Швеции занятость, рабочие места -- это главный приоритет, но также важна и макроэкономическая стабильность.
Поэтому наше правительство предпринимало серьезные усилия, с тем чтобы не попасть в ситуацию, в которой оказалась Великобритания.
Британию шведское правительство обвиняет в том, что та проводит слишком мягкую фискальную политику, то есть неоправданно увеличила государственные расходы.
Шведское правительство, напротив, ведет себя очень жестко. Например, оно сказало, что не будет никакого субсидирования местных общин, а сейчас многие местные общины сильно просят увеличить их финансирование.
Местные органы власти хотят получить деньги правительства, с тем чтобы у них не так сильно росла безработица. Правительство дает им кое-что, но гораздо меньше, чем те запрашивают.
Сказав это, нужно отметить, что бюджетный дефицит страны очень быстро растет. Я думаю, мы на пути к тому, чтобы в этом или в следующем году достичь цифры бюджетного дефицита в 200 млрд шведских крон ($25 млрд. -- Ред.), что для Швеции очень, очень много.
Такой дефицит необычен для Швеции?
--Очень необычен. И это происходит, несмотря на тот факт, что для правительства приоритетом является макроэкономическая стабильность.
Как регион Стокгольма переносит нынешние времена?
--Мы видим, как сильно растет разница между тем, что испытывает область Стокгольма, и тем, что происходит в остальной части страны.
Положение у нас гораздо лучше, чем в других регионах. Это не ново, такие различия существовали в нашей стране и раньше, но теперь эти различия между регионом Большого Стокгольма и другими областями Швеции растут.
Это может привести к политическим проблемам?
--Возможно, но никто этого в действительности не ждет. Интересно, что трудностей было гораздо больше 10 лет назад, когда все те, кто не жил в Стокгольме, ненавидели Стокгольм.
Перед тем как стать губернатором столичного региона, я 4 года жил в Копенгагене, так что я был поражен изменением отношения остальной части страны к столице, которое произошло за тот период, пока я жил за границей.
Факт остается фактом: несмотря на возрастающую разницу, люди из остальной Швеции с гораздо большим пониманием относятся теперь к необходимости того, чтобы столичная область была сильным регионом.
В противоположность тому, что можно было бы предположить, люди сейчас склонны к тому, чтобы говорить: да, мы понимаем, что, если столичный регион не функционирует профессионально, все остальные пострадают слишком сильно.
В России идет дискуссия на тему, как организовать миграцию рабочей силы из депрессивных мест в те места, где на нее по-прежнему есть спрос. Проводит ли Швеция государственную политику, направленную на организацию подобной миграции?
--Мы пытаемся, но это очень трудно. Дело в том, что если речь идет об изменении образа жизни, то в этом отношении люди очень и очень консервативны. Есть попытка правительства попытаться сказать иммигрантам -- обратите внимание, именно сказать, а не заставить! -- что вам будет гораздо лучше, если вы переедете в места за пределами областей вокруг больших городов. Вам будет лучше, если вы переедете в эти места, где и сейчас есть работа и где перед вами откроется больше возможностей.
В России многие эксперты и даже чиновники рассуждают о том, достигли мы дна или нет. Какие прогнозы есть в Швеции на тему того, когда окончится кризис?
--У нас большая дискуссия ведется прежде всего о характере кризиса. Представители многих отраслей экономики в Швеции сказали бы: да, мы достигли дна, но есть очень большой разброс мнений по поводу того, что произойдет в дальнейшем, по поводу того, когда и как текущий период закончится.
Будет ли он долгим? Одно из мнений рисует дно кризиса в форме ванны -- линия быстро идет вниз, затем следует длинное-длинное дно, затем так же быстро линия идет вверх.
Или выход из кризиса будет больше похож на традиционную кривую W? Но если бы вы спросили о господствующей, или самой распространенной, точке зрения в Швеции, то она заключается в том, что для большинства отраслей экономики понадобится много времени, прежде чем кривая пойдет вверх.
Но мы, вероятно, при этом не упадем ниже, чем то место, где мы сейчас находимся. За исключением безработицы. Безработица будет продолжать расти, во всяком случае в течение ближайшего года. И это представляет собой большую проблему также с политической точки зрения -- для правительства, которому предстоят выборы в сентябре следующего года.
Возможно ли в год перед выборами выходить к электорату с растущей безработицей? Трудно. Так что мы посмотрим, какова будет политическая и экономическая стратегия правительства, и в особенности как оно будет решать проблему безработицы.
Все остальные экономические проблемы будут, я думаю, решаться в предсказуемой манере, даже если банковский кризис внезапно обострится.
Неделю назад шведское правительство провело стресс-тест, в котором участвовали главные банки страны. Просчитывалось, что случится, если произойдет худшее в странах Прибалтики.
Результатом этого стресс-теста было то, что даже SwedBank, который из крупнейших банков наиболее подвержен влиянию проблем в балтийских странах, сумеет выдержать обострение кризиса.
Пер Ункель: «Есть попытка правительства попытаться сказать иммигрантам -- обратите внимание, именно сказать, а не заставить! -- что вам будет гораздо лучше, если вы переедете в места за пределами областей вокруг больших городов».
фото: Per Unckel_ab.lst.se
«Трудностей было гораздо больше 10 лет назад, когда все те, кто не жил в Стокгольме, ненавидели Стокгольм.
Факты
Уровень безработицы в Швеции
8,9% составляет уровень безработицы в Швеции в целом. В Стокгольме этот показатель составляет 3,5%.