И все-таки русские пришли

Volvo Ocean Race Когда предприниматель Олег Жеребцов загорелся идеей участвовать в самой престижной в мире регате, он вряд ли подозревал, сколько трудностей будет стоять на пути построенной им «Косатки».

Попытки участвовать в гонке Volvo Ocean Race (VOR) наши соотечественники предпринимали и до Олега Жеребцова. В гонке 1989-1990 года -- когда она еще называлась Whitbread Round the World Race -- участвовала советская макси-яхта «Фазиси» под руководством шкипера Алексея Грищенко. Она не совсем соответствовала техническим параметрам соревнования, но сумела прийти к финишу крепким середнячком.
Путешествие заняло 139 дней, и от победителя «Фазиси» отстала на 11 дней. В той гонке принимала участие не только чисто советская, но и чисто женская команда -- на британской яхте Maiden. «Дева» отстала от команды Грищенко на целый месяц. Один из участников той регаты -- Владимир Кулиниченко, проживающий сейчас в США, стал парусным мастером «Косатки» -- той самой, что участвует в нынешней кругосветке.
Пять лет назад датский бизнесмен Бьерн Вестергард приехал в Петербург, чтобы сформировать команду для регаты Volvo под российским флагом. Несколько месяцев продолжались попытки найти спонсоров, в чем датчанину старалась помочь и газета «Деловой Петербург».
Кто за Россию?
Серьезным кандидатом на роль главы проекта считался председатель комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников, которой на своей 40-футовой яхте участвовал в престижных регатах на Средиземном море.
Тогда попытки привлечь Завадникова или других российских бизнесменов ни к чему не привели, но через некоторое время лед тронулся. Предприниматель Олег Жеребцов, который уже несколько лет серьезно занимается парусным спортом, познакомился с австрийским шкипером Андреасом Хэнакампом, который и убедил его вложиться в престижнейшую регату.
Жеребцов вряд ли тешил себя иллюзиями по поводу помощи властей, ведь максимум, с чем готов был помочь город, -- организация финиша гонки. Чтобы ввести яхту океанского класса в Россию, нужно заплатить таможенную пошлину в несколько миллионов евро -- это при том, что пользоваться ею здесь не удастся. Не удивительно, что Жеребцов зарегистрировал ее не в Петербурге, а на британских Виргинских островах.
Скомканный старт
С самого начала 9-месячной кругосветки Volvo дело у Жеребцова не заладилось. Перед официальным стартом 11 октября 2008 года в испанском порту Аликанте команды участвовали в гонках на очки, и «Косатка» сразу же столкнулась с яхтой соперников Delta Lloyd, вышедшей под голландским флагом. Затем оба судна навалились на судейское плавательное средство. В результате обе яхты получили повреждения и ушли на старт той портовой гонки последними -- как, впрочем, и финишировали в ней.
Завтра участники регаты Volvo Ocean Race пересекут финишную линию у маяка Толбухин в Кронштадте. После этого суда кильватерным строем проследуют к Петропавловской крепости для участия в торжествах. Вот только и у русских, и у голландцев настроение будет невеселое -- ведь в командном зачете они приходят последними, как в том злополучном эпизоде в Аликанте.
Team Russia вообще могло бы не быть на финише. В декабре прошлого года, после третьего этапа гонки, который завершился в Сингапуре, глава синдиката Team Russia Олег Жеребцов объявил о том, что его яхта прерывает свое участие в регате... Финансовый кризис был в разгаре, и его команда не сумела найти спонсоров и партнеров для продолжения гонки. Жеребцов сумел достать деньги только для участия в заключительном, десятом этапе гонки, а это всего 400 морских миль от Стокгольма до Петербурга. Кризис, конечно, ударил и по западным участникам, но они, как правило, закладывают все расходы в бюджет заранее, так что никто, кроме российской команды, с дистанции не сошел.
VIP-финиш
Встречу участников и гостей, среди которых ожидаются короли Испании и Швеции, поручили комитету по транспортно-транзитной политике Петербурга. На церемонию ждут министра транспорта Игоря Левитина, глав «Газпрома» и РЖД. Город взял на себя заботы о понтонах, причалах, о разводке мостов, о площадке для гоночной деревни на территории Петропавловской крепости. Ряд компаний поможет оплатить концерты и прочие мероприятия финиша регаты.
Теперь все будет зависеть от того, как пройдет главное событие в парусном спорте ближайших 3 лет. Следующая гонка Volvo Ocean Race состоится в 2011 году. Захотим ли мы тогда (и сможем ли) угнаться если не за скандинавами, то хотя бы за китайцами?
Яхта Team Russia построена на верфи Green Marine в Англии.
фото: volvo ocean race
Что смотреть
Финиш кругосветной регаты Volvo Ocean Race 2008-2009 в Петербурге
27.06 19:00-23:00 Открыта для публики гоночная деревня в Петропавловской крепости. Весь день -- вещание VOR TВ-программ на большом экране, развлечения для детей, концерт.
27.06 11:00-13:00 Финиш лодок регаты в районе маяка Толбухин в Финском заливе. Дедлайн для прибытия последней лодки -- 13:00. Лодки гостей встречают команды на воде.
27.06 17:00-17:30 Лодки VO70, гостевые суда («Нева», «Москва» и др.), шоу-лодки («Сантеры»), пресс-боты, катера проходят парадом под разведенными Благовещенским и Дворцовым мостами в гоночную деревню на южном берегу Заячьего острова.
27.06 18:00-19:00 Церемония вручения призов за этап. Сцена ГД.
27.06 19:00-20:30 Прием от имени города.
28.06 9:00-23:00 Открыта для публики гоночная деревня. Весь день -- вещание VOR TВ-программ на большом экране, развлечения для детей, концерт.
28.06 12:00-13:00 Публичная церемония вручения призов за гонку.
28.06 20:00-23:00 Джазовый концерт. Сцена.
29.06 23:59 Лодки регаты уходят из СПб.
В субботу с 17:00 до 17:30 к Петропавловской крепости кильватерным строем подойдут восемь яхт -- участниц регаты. За ними проследует целый флот присоединившихся.
фото: итар-тасс
Расходы и доходы
Сколько стоит участие в регате
Маркетологи Volvo Ocean Race утверждают, что фирмам удается получать 200-300% от затраченных денег лишь с одного освещения брендов.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты
Яхты и места
Ericsson 4 International (Швеция)
l Ericsson International -- фавориты гонки. Команда жаждет реванша после неудачи в 2005-2006 годах. Шкипер -- бразилец Торбен Граель.
2 Команду тепло принимают как в родном Бостоне, так и в Германии, стране спонсора. За нее болеют звезды Голливуда. Шкипер -- Кен Рид.
3 Яхта идентична яхте Telefonica Black, но их создавали на расстоянии 12 тыс. миль друг от друга. Шкипер -- голландец Боуи Беккинг.
4 В команде только скандинавы. Во время последней гонки команда установила мировой рекорд суточного перехода. Шкипер -- швед Андерс Левандер.
5 Ядро команды -- ирландцы, но спонсорами выступают китайские компании. Яхта построена недалеко от Гонконга. Шкипер -- англичанин Иан Уокер.
6 Яхта прибыла на соревнования эффектно -- на большегрузном самолете «Антонов» из Новой Зеландии. Шкипер -- Фернандо Эчаварри.
7 На первом этапе команду возглавлял основатель синдиката Гер О’Рурк, потом его сменил Роберто Бермюдес. Выступает под голландским флагом.
8 Российская команда выбыла из гонки после третьего этапа в декабре 2008 года из-за нехватки денег. Возобновила участие на заключительном этапе. Спонсор -- владелец сети супермаркетов «Лента» Олег Жеребцов, участвует в гонке как баковый матрос. От первоначальной команды остался Олег Жеребцов и шкипер Стиг Вестергард.