В ожидании грозного царя

И национальное кино обязано вписываться в мировой кинопроцесс. Так что «Царь» (об Иване Грозном) Павла Лунгина первым делом отправился в Канны, и судя по новостям, картину там хвалят. После заслуженно успешного фильма «Остров» народ с интересом ждет «продолжения» в лице полюбившегося Петра Мамонова. Тем временем на Родине под шум и грохот анонсов крутят по ящику новый сериал «Иван Грозный». Хитрость невелика, но эффективна. Простаков у нас в отечестве большинство, они и будут высиживать у телеэкранов, полагая, что потребляют искусство на тему истории, а Петр Мамонов с Олегом Янковским -- царствие ему небесное -- явятся, должно быть, в следующих сериях. Между тем даже привычка к телевизионной халтуре не выручает в данном случае. Впечатление, будто небритые школьники захватили царские палаты, навели отовсюду прожекторов, как на презентации в казино, и играют в самодеятельность, пока никто не прогнал.

Был бы я Иваном Грозным, топил бы в смоле за такие сериалы. Отдельно рвал бы ноздри за использование исторических костюмов и помещений, а после добрался бы и до тех профессоров, что принимали на курсы и обучали профессии таких студентов. Правда, допускаю, что на дыбе авторы завопят, что у них было по 3 дня на съемки и по 3 -- на монтаж и что это требование рынка. Тут и у заплечных дел мастеров, конечно, ненадолго опустились бы руки. Но тогда я им, подлецам, запретил бы хоть касаться истории. Пусть всю жизнь упражняются себе на детективных сюжетах из жизни современников, которых не жаль.
Возможно, у кого-либо одного из «сериальных» авторов количество вдруг да перейдет в качество? Но это вряд ли. Скорее всего, что, освоившись, начнут клепать порнуху в исторических костюмах и царских палатах, по серии в ночь, да и крутить по ТВ после ноля часов. Дешево и сердито. Зритель ведь имеет право выбора, что смотреть, а рынок слабых не любит.
И еще одна рыночная особенность: все, кто стремительно зарабатывает на людской наивности или доброте, тотчас делаются запредельно надменны и готовы скорее «дать дуба», чем оказаться на одной доске с обычным ротозеем.
Виктор Тихомиров, художник