Сшито невидимыми нитками

Ковчег Эта книга состоит из парадоксов. Написанная с нескрываемым презрением к массам, она издана массовым тиражом и продается на каждом углу. Ее авторы неизвестны, но при разговоре о них принято кивать в сторону Кремля. Книга называется «Проект Россия», при этом само слово «Россия» там почти не встречается.

Во всяком случае слова «Россия» нет в третьей, последней книге проекта. Провозглашая своей целью служение Богу, авторы отмечают, что совместить это со служением Родине невозможно: «Никто не может служить двум господам». Почти нет в книге и упоминания о русских, гораздо чаще на ее страницах встречаются евреи. Хотя книгу с таким названием явно ждут упреки в антисемитизме.
По структуре книга очень похожа на многочасовую телевизионную проповедь, в которой проповедник-сектант затрагивает разные темы: от педерастии до неоколониализма, от детального описания погребения Христа до магазинного штрихкода, от карманных расходов Кирова до квантовой теории. Как положено, проповедник сочно, живо, доходчиво обличает лежащий во грехе мир, бессовестных, отпавших от Бога людей. Как положено, обещает спасение избранным -- тем, кто пойдет за ним и приступит к строительству некоего Ковчега.
Подбирая название этой корпорации избранных, авторы останавливаются на слове «группировка». Почему? Потому что ей предстоит вести войну не на жизнь, а на смерть с другой, вражеской группировкой: «Группировку может выбить с занимаемых позиций только другая группировка».
При этом в работе со сторонниками исповедуется презумпция виновности. «Проект-3» цитирует тут «Проект-2»: «Ерунда какая -- изначально предполагать невиновность человека… Доверяем мы только тем, кого давно знаем. Доверяем… и проверяем. Потому что слаб человек и всегда готов пасть». О противнике проповедник туманно обещает поговорить в более узком кругу приверженцев, сообщив, впрочем, что все враги -- это «дети дьявола».
К современной цивилизации авторы относятся более чем критично, обвиняя ее, в частности, в тотальной манипуляции как сознанием человека, так и его подсознанием. Больше всего достается демократии: «Здесь удивительно точная аллегория с платьем голого короля, сшитым «невидимыми нитками из невидимой ткани».
Папуасность
На невозможности демократии был сделан упор еще в первой книге «Проекта Россия»: «Избиратели любой страны никогда не имели, не имеют и не будут иметь знания, достаточного для сознательного выбора. Они всегда будут выбирать фантик и никогда содержимое». Судя по тому, в каких подробностях авторы расписывают манипулятивные технологии и с каким презрением говорят о рядовом избирателе, они не со стороны знакомы с отечественной «суверенной демократией». При этом строители «Ковчега» вовсе не собираются отвергать эти технологии -- нет, их энергия направлена на «завоевание мирового сознания»: «Рука, качающая колыбель, правит миром… Неважно, какие вы построите заводы и пароходы, на кого они будут оформлены и кому будут принадлежать фактически. Если один строит материальные объекты, а другой -- сознание строителей, через пару-тройку поколений все будет принадлежать тем, кто по­строил сознание».
Интересно, что при этом неограниченная свобода капитала признается авторами самой эффективной экономической моделью -- и делается вывод, что для расцвета экономики нужно всячески поощрять потребление. При этом авторы уверены в пассивности обычных людей: «Массу никто спрашивать не собирается, она будет делать то, на что ее запрограммируют. Здесь как с женщинами: никто не спрашивает, что они будут носить. Что объявят модным, то и будут».
Потребительское общество, уверены авторы, с потрохами поглотило большую часть человечества. Как только в книге не называют простых людей: это и «папуасы», и «обезьяны в костюмах», и «неструктурированная биомасса». Авторы даже придумали термин «папуасность», то есть незнание. Настоящим знанием обладает, естественно, сам проповедник, который пытается изложить не только технологии борьбы, но и свое понимание истории, и даже метафизику.
От кванта!
Метафизика -- одно из самых слабых мест книги. Даже не в очень крепкой sci-fi понимания физики больше, чем в той главе «Проекта Россия», где описываются загадочные и явно не вполне понятные писавшему «квантовые флуктуации», «кванты материи» и «кванты движения». На паре страниц авторы управляются с Декартом, еще меньше места им требуется, чтобы рассчитаться с другими натурфилософскими системами, а когда они чувствуют, что совсем запутались, перескакивают на цитаты из Священного Писания. Тут можно перевести дыхание: с евангелистами и пророками, понятно, не поспоришь.
Впрочем, и рассуждая об истории, наш анонимный проповедник часто оказывается на зыбкой почве. Не раз и не два на протяжении книги делается упор на то, что мировая история -- не больше чем инструмент властей предержащих, любые факты легко сфальсифицировать, а значит, ни одной принятой версии исторических событий верить нельзя. Уничтожив историю историков, легко рассуждать о чем угодно и срывать покровы с реальных исторических фигур. Например, с византийского императора Константина, сделавшего христианство государственной религией. В глазах авторов он ничем не отличается от властителя какой-нибудь банановой республики (или газовой суверенной демократии). Голая жажда власти плюс административный ресурс -- и ничего личного.
Рыть окопы
В 450-страничной книге обличений, рассуждений и пророчеств все ссылки делаются только на одну книгу -- Священное Писание. Мельком упоминаются также «Дао-дэ-цзин», «Стратегия непрямых действий» Лиддел Гарта и «Доклад Лугано» Сьюзан Джордж. Думается, и Джордж, и Лиддел Гарт оказали большое влияние на главного автора «Проекта Россия», кем бы тот ни был. Идеолог «устойчивого развития» Сьюзан Джордж в своей книге доказывает, что капиталистическая система всем хороша, а ее перспективы выглядят блестяще. Единственное, что мешает успешному функционированию этой безупречной системы, -- люди. Джордж предлагает, как экономика свободного рынка, без пыли и шума, сможет свести к минимуму количество этих беспокойных существ. Не является ли «Проект Россия» одной из возможных для этого стратегий?
«Чтобы победить противника, его надо вывести из равновесия, -- писал Лиддел Гарт, британский историк, сидевший когда-то в окопах во время Первой мировой. -- Прямая атака на противника, занявшего укрепленную позицию, практически никогда не дает результата». Так что от создателей «Проекта Россия» стоит ждать следующего, неожиданного хода. Может, Гюльчатай откроет свое лицо -- не сейчас, так, может, к 2012 году?
Источник: «Проект Россия», третья книга