Крепкие узы портового бизнеса

СПб. В 2008 г. аудированные активы Группы "Осло Марин" оценивались в 30 млрд рублей. Пакет инвестпроектов -- более 3 млрд евро. Большинство из них связаны с морским бизнесом.

За последние несколько лет Группа "Осло Марин" приобрела целый ряд активов в портовом комплексе Петербурга и Ленинградской области. Так, к примеру, в 2007 г. "Осло Марин" совершил первую в новейшей истории публичную сделку по покупке земельных участков в петербургском порту, сформировав участок для первого же в Петербурге морского автомобильного терминала "Онега".
Крупнейшим активом компании в порту Петербурга стало ОАО "Балтийский судомеханический завод" (БСМЗ). Однако сделка не была прозрачной: по сути, речь о продаже не шла, и "Осло Марин" получил 11 га на Турухтанном острове лишь в управление. Условия этой сделки не разглашались.
Многие предприятия, вошедшие в группу, долгое время избегали широкого освещения своей деятельности, и их продавцы так до сих пор и не названы. При этом, к примеру, БСМЗ традиционно связывался с именем Ильи Трабера, одного из крупнейших владельцев петербургских портовых активов в 1990-х гг., окруженного ореолом криминальных слухов. Именно это дало экспертам повод предположить, что Виталий Архангельский представляет интереcы группы "петербургских портовиков", к которым причисляют также и Виталия Южилина, депутата Госдумы, контролировавшего вместе с партнерами до начала 2000-х гг. ОАО "Морской порт СПб". Реструктуризация этой компании в те годы дала старт работе большинства крупнейших компаний в городском порту. Однако связь с "петербургскими портовиками" Виталий Архангельский никогда не подтверждал.
Еще одним новым, с криминальным прошлым активом "Осло Марин" в 2008 г. стало ЗАО "Выборгская топливная компания", контролирующее одну из крупнейших в регионе нефтебаз. Она прилегает к площадке Выборгского порта, и эта сделка рассматривается как расширение портового бизнеса "Осло Марин".
Сделки "Осло Марин", отмечают наблюдатели, по сути, легализовали многие активы "петербургских портовиков", выведя их на цивилизованный уровень ведения бизнеса. Это дало возможность их оценки и существенно повысило стоимость активов.
Виталий Архангельский смог за 3 года стать заметным игроком портового рынка.
фото: trend/Антонина Байгушева
Факты
Портовые активы Группы "Осло Марин"
Порт "Выборгский" (1,3 млн т в 2008 г.), "Западный терминал" (383,5 тыс. т), БСМЗ (реконструируется), терминал "Онега" (более 60 тыс. автомобилей).