Как потерять $99 млрд и при этом не разочароваться в бизнесе

СПб. Сегодня уже сложно сказать, насколько чистыми были помыслы президентов AOL и Time Warner, когда они затеяли "слияние века". Но затея привела объединенную компанию к кризису.

Радостные лица Стива Кейса (AOL) и Джеральда Левина (TW) не сходили с экранов телевизоров, а в их формуле "1+1=3" даже акулы бизнеса вроде Уоррена Баффета не видели никакого риска.
2001 год ознаменовался созданием самой крупной в мире медиакомпании AOL Time Warner с капитализацией $350 млрд.
Но случился кризис дот-комов, упали рекламные сборы в корпорации Time, а AOL вообще оказалась сильно переоцененной. В общем, слияние века всего через год привело к убыткам века: $99 млрд (!) потерь.
"Виновников торжества" стали постепенно отстранять от власти. В итоге руководство объединенной компанией переходит к Ричарду Парсонсу, ранее управлявшему кинокомпанией Warner Bros. и издательским бизнесом Time Warner.
Медленно, но верно
Прозванный в компании "черным гигантом" Парсонс, будучи многоопытным руководителем, избегает резких перемен, чем в конце 2003 года также вызывает недовольство акционеров. Начинают ползти слухи о его отставке.
Но быстро проблемы корпораций такого уровня не решаются. В результате слияния компания стала плохо управляемой -- средняя разница в возрасте менеджеров со стороны AOL и со стороны Time Warner был около 20 лет. На это наложилось стремительное падение абонентской базы и доходов AOL, постоянное снижение капитализации и серьезные претензии комиссии по ценным бумагам.
Парсонс упрощает разнородную структуру для большей управляемости, избавляется от непрофильных активов, продав две спортивные команды и звукозаписывающий бизнес.
Закрываются убыточные журналы издательского подразделения. Долг начинает снижаться, а прибыль и курсовая стоимость -- расти. В 2005 году Time Warner уже выходит в плюс: чистая прибыль составляет $2,7 млрд. Парсонса признают лучшим руководителем медиаиндустрии.
Равновесие
Наконец приходит очередь обновиться и "высокотехнологичной" компании AOL, которая в середине 2000-х все еще продает модемный доступ в Интернет и берет деньги за пользование электронной почтой, что в это время выглядит дикостью и вызывает постоянный отток клиентов. В 2003 году только в течение одного квартала от услуг AOL отказались свыше 1 млн абонентов.
Новая стратегия AOL -- переход на широкополосный доступ в Интернет по кабельным сетям, бесплатные сервисы для пользователей и смещение акцента с абонентской платы на получение доходов от рекламы.
Все это приносит свои плоды: уже в 2006 году потери, вызванные отказом от теряющих популярность сервисов, уравновешиваются рекламными поступлениями, а чистая прибыль корпорации превышает прошлогодние показатели в 2,5 раза.
Нельзя сказать, что спасение Time Warner выглядит как красивая сказка со взлетом показателей в разы. Мастодонты не летают. Но в непростое время в непростой ситуации Парсонсу удалось сделать много, в том числе и сохранить гигантскую компанию прибыльной. Впрочем, это был не последний кризис Time Warner.
Ричард Парсонс сумел, хоть и не быстро, вывести Time Warner из кризиса после "слияния века".
фото: reuters
Факты
Из жизни Ричарда Парсонса
1970-е гг. -- юрист в аппаратах вице-президента США Нельсона Рокфеллера и президента Джеральда Форда.
Конец 1980-х гг. -- руководитель нью-йоркского Dime Savings Bank.
2002-2007 гг. -- управлял Time Warner.
2009 г. -- возглавил совет директоров Citigroup.