"Следите за спросом на рекламу"

Москва. Ректор Стокгольмской школы экономики в России Андерш Лильенберг рассказал о беспроигрышных инвестициях в период кризиса и о том, какие отрасли выйдут из него первыми.

В рамках "Большой двадцатки" Россия выступила с инициативой создания наднациональной валюты. Каковы реальные перспективы такого предложения?
--Давайте возьмем для примера Европу, где введение евро в качестве единой валюты большинства стран Евросоюза было сопряжено с большими спорами. У такого шага множество за и против. Что до общемировой валюты, думаю, это прекрасная идея на будущее, но мы пока очень и очень далеки от ее реализации. Мне кажется, нам пока что элементарно не хватает понимания того, к чему это приведет.
Какие отрасли, на ваш взгляд, выйдут из кризиса первыми?
--Думаю, те же самые, что первые в нем оказались. В первую очередь -- транспорт, производство упаковки и реклама. Сегодняшнее состояние этих отраслей указывает на будущее состояние всей экономики. Эти отрасли первыми падают и первыми поднимаются. Хотите узнать, что будет с экономикой, -- следите за спросом на перевозки и рекламу.
А телекоммуникации?
--С коммуникациями несколько другое дело. По сравнению с многими другими отраслями у телекоммуникаций дела идут очень даже неплохо, потому что спрос на услуги этой отрасли носит структурный характер -- люди не звонят меньше из-за кризиса: так или иначе связью пользоваться надо. Поэтому, несмотря на некоторый спад в этой отрасли, я не думаю, что телекоммуникации станут локомотивом экономического подъема. Отрасль будет развиваться, впрочем, как и раньше.
Как кризис изменит мировую экономику?
--Это очень и очень интересный вопрос. Сегодня начали говорить о капитализме с человеческим лицом. Люди постепенно начинают смотреть на экономику именно с таких позиций. Они задаются вопросом: как можно улучшить функционирование рыночной экономики?
Мне кажется, теперь мы смотрим на рыночную экономику гораздо более трезвыми глазами. Мы намного лучше понимаем ее недостатки. Мы поняли, что работу рынка нельзя оценивать только по квартальным показателям и что большое значение имеет развитие в длительной перспективе. Что требуется более тесное сотрудничество с правительствами и гражданами. Экономика сейчас чувствует себя как человек после вчерашнего застолья. Утром он открывает глаза и вдруг понимает, что мир вокруг уже не тот, что вчера. Возможно, впоследствии мы назовем этот новый мир капитализмом с человеческим лицом.
С психологической точки зрения намного лучше знать, что, хотя дела идут не очень хорошо, самое страшное уже позади, чем понимать, что мы еще держимся, но дальше будет хуже. В последнее время мы наблюдаем некоторые позитивные сдвиги в экономике США. Возможно, это первые признаки подъема, и уже совсем скоро мы увидим свет в конце тоннеля. Думаю, как только это случится, экономика пойдет на поправку очень быстро.
Вы являетесь ректором экономической школы. Как на ней отразилась текущая экономическая ситуация?
--Я бы сказал неправду, сказав, что кризис никак не отразился на школе. Студенты и корпоративные клиенты чувствуют себя не так уверенно, как раньше. Тем не менее одно то, что сегодня здесь собралось такое большое количество людей, говорит о большом интересе к нашей деятельности в России. Мы идем в лидерах рынка и останемся в лидерах. Наши позиции на рынке сильны потому, что мы знаем, как надо работать и во время подъема, и во время спада.
Думаю, в конечном счете кризис будет на руку серьезным игрокам рынка, тем, кто смотрит в будущее, таким, как мы, ведь работа на перспективу -- один из главных прин-ципов нашей работы.
Андерш Лильенберг верит в капитализм с человеческим лицом.
фото: Владимир осиченко