Как страховщики экономят на выплатах

Автор фото: photoxpress

В условиях сокращения фондов страховых выплат некоторые страховые компании ищут новые основания для того, чтобы отказывать в выплатах своим клиентам или минимизировать их.

Например, искусственно завышая размер ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП, недобросовестные страховщики тем самым сокращают размер страховой выплаты.
Среди страхуемых по каско рисков самыми распространенными являются ущерб, угон и гибель автомобиля. Если в результате причиненных повреждений стоимость восстановительного ремонта машины становится больше, чем страховая сумма за вычетом годных к продаже остатков автомобиля, такой случай называют тотальной гибелью автомобиля.
Расчет в свою пользу
Сейчас страховщиками широко применяется следующая практика: если машина¬ пострадала хоть сколько–то серьезно, размер ущерба завышается и дотягивается до тотального. Особенно легко это сделать, рассчитывая стоимость ремонта на основе цен на оригинальные запчасти и стоимости услуг на станциях техобслуживания официальных дилеров. Расчет обычно происходит именно таким образом, особенно если машина находится на гарантии.
При этом нужно учитывать, что страховое возмещение выплачивается по схеме «страховая сумма минус стоимость годных остатков минус износ». В некоторых случаях стоимость годных остатков умышленно завышается страховщиком, и в итоге страхователь получает на руки совсем не ту сумму, на которую рассчитывал и которая позволила бы ему приобрести аналогичный автомобиль.
Завышение размера ущерба до тотального имеет для страховщика еще один существенный плюс: после выплаты возмещения договор страхования прекращается и в дальнейшем выплаты по нему не производятся.
Тотальный абсурд
Вместе с тем юристы отмечают, что поскольку курс рубля к евро, доллару и япон-
ской иене существенно упал, то цена оригинальных запчастей существенно возросла. Стоимость нормо–часа на дилерских станциях также не спешит понижаться. Если курс рубля к основным иностранным валютам понизится еще больше, может сложиться абсурдная ситуация, когда даже небольшой ущерб для иномарки будет тотальным, а стоимость годных остатков приблизится к страховой сумме.
Как эксперт скажет...
Часто страховщики проводят трассологическую экспертизу повреждений на автомобиле, чтобы выявить основания для отказа или уменьшения страховой выплаты.
Трассологическая (или транспортно–трассологическая) экспертиза подразумевает изучение следов на транспортном средстве и месте происшествия, по которым можно восстановить картину происшествия. Например, эксперт может сделать заключение, что данные повреждения или их часть были причинены не в результате ДТП, заявленного страхователем, а в результате другого воздействия.
И на основании такой экспертной оценки страховщик может отказать в выплате, ввиду того что страхователь сообщил заведомо ложные сведения.
Один за всех
Бывают также случаи, когда страхователь обнаруживает несколько повреждений спустя некоторое время после того, как они были нанесены, обычно повреждения выявляются после мойки автомобиля.
Если повреждения были причинены в разное время и при разных обстоятельствах, вероятность отказа в выплате также высока, так как страховщик не будет считать это одним страховым случаем. В лучшем случае страхователю заплатят лишь за одно из повреждений.
Практически во всех вышеупомянутых ситуациях данные отказы имеют судебную перспективу, то есть при грамотной работе юриста у страхователя есть шанс в судебном порядке получить возмещение в причитающемся ему объеме.
Материал подготовлен по данным компании "Автоюристы Драйв Консалтинг"