Минфин приготовил для автовладельцев неприятный сюрприз: он предлагает разрешить регионам в два раза увеличить верхнюю ставку транспортного налога.
Об этой инициативе объявил глава департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин, пишет Независимая газета. Эксперты
считают, что тем самым Минфин пытается сократить свои расходы на дотации
регионам и переложить на власти субъектов Федерации принятие непопулярных
решений.
Судя по всему, в Минфине нашли наиболее предпочтительный для
федерального Центра вариант ликвидации резко увеличившихся во время кризиса дыр
в региональных бюджетах.
По словам Трунина, регионам предлагается с 2010 года
привязывать ставки транспортного налога к году выпуска автомобилей и их
экологическим характеристикам. При этом нынешние минимальные ставки налога
планируется сохранить, а максимальные увеличить в два раза. «Такой порядок
позволит региональным властям при желании не повышать налоговую нагрузку на
владельцев транспортных средств либо увеличить ставки налога на отдельные
категории с целью пополнения бюджетных средств», – сообщило вчера РИА Новости со
ссылкой на авторов документа.
В Налоговом кодексе (НК) прописаны лишь минимальные ставки
транспортного налога, которые привязаны к мощности двигателей облагаемых
автомобилей и других транспортных средств. При этом регионам, в бюджет которых
этот налог зачисляется, дано право его увеличивать или уменьшать – но не более
чем в пять раз от минимального уровня. До кризиса во многих субъектах Федерации
старались не злоупотреблять правом повышать транспортный налог. В частности, в
Москве максимально возможные ставки установлены в этом году только для легковых
автомобилей мощностью свыше 225 и 250 лошадиных сил (л.с.). Владельцы таких
машин обязаны платить за каждую лошадиную силу 75 и 150 руб. соответственно. В
то же время легковушки с объемом двигателя до 70 л.с. в столице вообще
освобождены от этого налога, минимальная ставка которого по НК для этого класса
составляет 5 руб. 1 за л.с. Владельцы машин с двигателем до 100 л.с. платят
всего 7 руб. за 1 л.с., хотя власти города могли установить им ставку по
максимуму – 25 руб. за 1 л.с. для автомобилей такого класса.
Если предложение Минфина будет принято, максимальная ставка
по желанию региональных властей может быть увеличена в 10 раз. То есть владельцы
продукции АвтоВАЗа, большая часть которой подпадает под категорию «до 100 л.с.»,
рискуют получить налог на свою машину не 400–500 руб. в год, как сейчас, а 4–5
тыс. руб. А владельцам подержанной «классики» придется страдать в первую
очередь, поскольку по всем показателям уровень экологического вреда от них выше,
чем у новых автомобилей. Впрочем, владельцам мощных внедорожников повезет еще
меньше. Например, налог на популярную Toyota Land Cruiser-200 с мощностью
двигателя от 235 до 288 л.с. может вырасти до 35 тыс. и 86 тыс. руб.
Отметим, что часть регионов, пытаясь свести бюджет, уже
сегодня стремятся установить максимальные или близкие к ним ставки транспортного
налога. Чем более несбалансированными будут бюджеты регионов, тем выше у их
руководителей будет мотивация повышать транспортный налог. В такой ситуации
разрешение повышать налог не до 5, а до 10 раз от минимального уровня придется
им как нельзя кстати. Формально Минфин призывает не повышать налоги, и, за
исключением замены ЕСН на социальные сборы, придерживается этой линии. На
практике получается не совсем так, федеральные налоги пока не повышаются, зато
регионам дано право повысить транспортный налог. Это избавит Минфин от
необходимости изыскивать новые дотации проблемным субъектам Федерации.