Рецепт от Xerox: смело отсечь все лишнее

СПб. Главу Xerox Энн Малкэхи однажды сравнили с фермером, который вытаскивает из ямы корову. «Не забудьте выяснить еще, как корова туда попала», -- советовали ей.

Читать пресс-релизы Xerox 1998-1999 годов сегодня весьма забавно. Компания «покупает» дорогих топ-менеджеров, рапортует о феноменальных успехах, а кризис -- вот он, рядом. 2000 год стал моментом истины. Крах «дот-комов» пошатнул много компаний, и лидера копирования он жестко поставил на место. Вдруг оказалось, что комплект из сканера и принтера оказался дешевле цветного копира, и потребитель начал терять веру в копировальные аппараты. Потом оказалось, что реорганизации, инициированные президентом Риком Томаном (которого переманили из IBM), приносят проблемы и вообще неадекватны: компанию надо не развивать, а спасать. А потом еще оказалось, что былые достижения -- результат приписок и махинаций с отчетностью. Стоимость акций падает в 7-8 раз, с $ 48 до $ 6-8 («рекорд» -- $ 3,75). Гигант оказывается на грани банкротства из-за неподъемного долга компании, а ежеквартальные убытки уже превышают пугающие $ 100 млн.
Назначение «ветерана» компании Энн Малкэхи на пост президента эксперты рынка восприняли со скепсисом -- очистить авгиевы конюшни, по их мнению, мог только человек со стороны. Но Рик Томан был именно таким, и он не справился. Что может женщина с дипломом журналиста, начавшая работу в компании с продавца? Оказалось -- многое. Она избавляет компанию от непрофильных активов (четверть компании Fuji Xerox и подразделение в Китае), продает даже центральный офис в Стэмфорде. Все это «облегчает» компанию на $ 2,5 млрд.
Упрощается отчетность, и наконец реорганизовывается сама компания: Xerox отходит от принципа прямых продаж и концентрируется на работе через сеть партнеров, параллельно уходя из нижнего ценового сегмента потребительской техники. Жестко урезаются затраты управленцев за счет более оптимальных схем. Увольняются только «лишние» люди. Исследовательские центры продолжают работать в полном составе, хоть их работа обходится в $ 1 млрд в год (подозреваю, в России их сократили бы первыми). Изменения были и в продуктовой стратегии: Xerox сконцентрировался на сегменте мультифункциональных устройств, объединяющих в себе сканер, факс и принтер. И уже к концу 2002 г. компания показывает прибыль.
«Я аплодирую компаниям, которым удается закрыть глаза на рыночные ожидания прибыльности.
Энн Малкэхи, президент Xerox