Бюджеты окажутся в Сети

СПб. В 2009 году рост сегмента медийной рекламы в Рунете составит 15-20%, контекстной -- 25-30%. Таковы прогнозы директора интернет-агентства Molinos Станислава Андреева.

С точки зрения объема контекстной и медийной рекламы, каков был 2008 год и какие качественные изменения произошли?
--Оценка рынка -- любимое занятие разных аналитиков и профессионалов. Но дело в том, что рост в рублевых показателях может быть одновременно его падением в валютных. Так что проще и понятнее будет давать оценку в процентном соотношении в рублевом эквиваленте.
По данным исследовательских компаний, объемы медийной и контекстной рекламы в России в 2008 году выросли на 45 и 61% соответственно по сравнению с 2007 годом. Рынок интернет-рекламы в Петербурге, к сожалению, отстает от российского по темпам роста.
Если говорить о стоимости контакта, то в прошлом году увеличился CPT (Cost Per Thousand -- цена за тысячу показов).
Правда, в наступившем году не исключено уменьшение этого показателя.
Что касается качественных изменений, то контекстная реклама становится все более таргетированной. Активнее используются новые технологии. Уже можно видеть в Рунете мультимедийные видеобаннеры, созданные на основе технологии EyeWonder.
Что вы думаете по поводу утверждения, что контекстная реклама теряет свою репутацию из-за накрутки счетчиков кликов и других проблем?
--Не согласен. Наоборот, интерес к ней только растет. Это простой и дешевый способ продвижения, обладающий высокой сбытовой эффективностью для любой сферы бизнеса. Ее заказывают компании, которые работают в В2С, В2В, и даже частные лица.
Все поисковики и участники систем контекстной рекламы активно противодействуют накрутке счетчиков, так что проблемы «скликивания» на сегодня практически не существует.
А какие проблемы, по-вашему, характерны сегодня для рынка интернет-рекламы?
--У каждого участника рынка свои интересы и, как следствие, свои проблемы.
Проблемы площадок -- уменьшение заполняемости, тенденция к снижению цен и худшие для ресурсов контрактные условия с рекламными агентствами. Проблемы рекламных агентств -- дефицит рекламных бюджетов у клиентов, что влечет за собой обострение конкурентной борьбы. Если говорить о проблемах клиентов, то это в первую очередь нестабильность рынка и уменьшение рекламных бюджетов. Однако в целом на отрасль ситуация влияет скорее положительно, поскольку все участ­ники рынка стремятся оптимизировать внутренние процессы и повысить эффективность внешних.
Как, по-вашему, будет развиваться поисковая оптимизация? Какие проблемы сегодня характерны для рынка SEO? Ваше мнение о платных ссылках?
--Поисковая оптимизация, как известно, аналог контекстной рекламы, которая развивается благодаря несовершенству алгоритмов работы поисковых систем.
Во многих случаях поисковая оптимизация дешевле и эффективнее платной контекстной рекламы. Благодаря этому данное направление и получило широкое распространение на российском рынке. Проблема SEO заключаются в постоянном повышении конкуренции за поисковые запросы, что приводит к удорожанию процесса. Выход из данной ситуации -- работа с низкочастотными запросами.
Вторая проблема -- отсутствие гарантированного результата. Это связано с тем, что предсказать действия конкурентов рекламодателя на рынке невозможно: они в любой момент могут изменить свою рекламную стратегию, точно так же невозможно предсказать и действия поисковых машин, которые в последнее время часто меняют алгоритмы поиска, пытаясь сделать выдачу максимально релевантной. Яркий пример: только за прошлый год было два больших апдейта, которые известны в Рунете как «Магадан» и «Находка».
Если говорить о платных ссылках, то они, так же как и бесплатные, сегодня один из наиболее распространенных способов повышения индекса цитирования, который в основном и влияет на увеличение релевантности к запросу и выдачу поисковой системы.
Появления рекламодателей из каких отраслей следует ждать в этом году в Интернете?
--Я бы отметил, во-первых, автомобильную отрасль. Сбыт автомобилей за последние годы традиционно стимулируется рекламой в Интернете, а в нынешних условиях это особенно актуально, и, по нашим данным, автодилеры возлагают большие надежды на интернет-рекламу.
Во-вторых, конечно, строительные компании, оказавшиеся в ситуации стагнации рынка. Они также могут рассчитывать на помощь рекламных технологий в Интернете. Не стоит забывать и финансовые организации, фирмы, оказывающие медицинские услуги, туристическую отрасль, IT-сектор, компании мобильной связи и многие другие, которые, отказываясь от традиционных медиа­каналов, готовы активно использовать онлайновую рекламу, так как именно она позволяет качественно и быстро посчитать ROI -- окупаемость инвестиций -- и оптимизировать рекламную кампанию.
Какие тренды в интернет-рекламе породил кризис?
--Во-первых, это изменение целей рекламных кампаний. В основном клиентов интересует именно стимулирование сбыта. Во-вторых, ряд площадок, традиционно используемых для большого охвата аудитории (почта, погодные ресурсы, коммуникационные сервисы), оказываются невостребованными рекламодателями. Причина -- клиентов интересует эффективность размещений, а указанные ресурсы способны решать другие, отличные от сбытовых маркетинговые задачи.
В-третьих, происходит глобализация рынка, перераспределение сфер влияния, на рынке остаются лишь крупные профессиональные агентства. Ценовой тренд можно описать как уменьшение стоимости CPT в медийной рекламе и уменьшение CPC (Cost Per Click -- цена за клик) -- в контекстной рекламе.
Станислав Андреев знает, куда ветер дует в интернет-рекламе.
фото: trend/евгений асмолов
«Нынешняя ситуация на отрасль влияет скорее положительно: все участники рынка оптимизируют внутренние процессы и повышают эффективность.
На заметку
О компании
Molinos создана в 1999 г. На ее счету более 600 проектов.
Одной из первых стала использовать в России технологию Eyewonder.
Компания Molinos считается одним из лидеров интернет-рекламы в Петербурге, разделяя около 80% рынка примерно поровну с Traffic.