Желание сломать рамки

Завершившийся в воскресенье IX фестиваль балета «Мариинский» свел в своей афише бенефисы Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишневой, спровоцировав тем самым сравнение двух типов художественной деятельности.

Программа «Диана Вишнева: красота в движении» состояла из трех одноактных балетов. Это «Лунный Пьеро» в постановке Алексея Ратманского, «Из любви к женщине» Мозеса Пендлтона и «Повороты любви» Дуайта Родена. Все три сочинены специально для Вишневой по ее инициативе, и это обстоятельство принципиально.
В прелестном и одновременно психологически, философски сложном балетике Ратманского на музыку Шенберга она составляет гармоничный ансамбль с партнерами. Как и в «Поворотах» (с той разницей, что хореография Родена куда глупее) -- никакого премьерства, строгая честная работа наравне и вместе с товарищами. Нью-йоркский затейник Мозес Пендлтон, как всегда, выдумал аттракционы, выразительность которых не танцевальная, а цирковая, трюковая, -- для них, вообще говоря, не нужно быть Дианой Вишневой. Однако таково устройство ее творческого организма, что она -- суперзвезда! -- не воспроизводит саму себя в формах, принесших ей успех, но продолжает искать. И служить -- высшему, чем она сама. Следуя старинному завету Станиславского: любите искусство в себе, а не себя в искусстве.
Ульяна Лопаткина тоже активно примеряет на себя хореографию, противоположную сложившимся представлениям о ее индивидуальности.
С ледяных высот духа, где она пребывала в надмирном одиночестве и трагической отрешенности, артистка спустилась в низину обычных и даже мелких человеческих чувств. Для фестивального гала-концерта она выбрала Grand Pas de Deux на музыку Россини -- популярный среди балетного люда всего мира капустнический номер Кристиана Шпука, высмеивающий нравы самовлюбленных танцовщиков, которые только и ищут, как бы выпятить себя и подгадить партнеру. Прекрасная Лопаткина нацепила карикатурные очки, старательно выворачивала стопы кочергой и проделывала все прочие придуманные г-ном Шпуком кунштюки (впрочем, пойти до конца она не решилась -- предусмотренную постановщиком бутафорскую корову на сцене заменили парадными шандалами).
В бенефисе Лопаткина явилась в более привычном для нее репертуаре. Сначала балерина вышла в одной из своих коронных партий в «Бриллиантах» Баланчина, затем в «Шехеразаде» Михаила Фокина. В «Бриллиантах» ее изумительные протяжные developpes, которые прежде мерцали тайной, теперь блестят неколебимой застывшей уверенностью в себе.
Знойно-чувственная «Шехеразада», когда я видел ее в исполнении аскетичной Лопаткиной больше десяти лет назад, казалась пробой не подходящего ей материала. Сейчас выбор этого балета для бенефиса можно объяснить разве что тем, что выигрышный эффектный текст притом не содержит никаких технических сложностей.
Дмитрий Циликин, журналист
На гала-концерте Ульяна Лопаткина и Игорь Колб блистали самоиронией.
Фото: наташа разина