Спасительный бутерброд

СПб. Примеров, когда кризис становился началом нового бизнеса, в истории немало. Один из них -- Potbelly Sandwich works. Не последнюю роль в его рождении сыграло поведение потребителей.

Наверное, трудно представить себе более банальное блюдо, чем бутерброд, да и само заведение, где их подают. Пока не узнаешь Potbelly Sandwich works -- «просто бутербродную», возникшую в 1977 году в Чикаго.
Антиквариат и булка
Топливный и, как следствие, долларовый кризис, как всегда, ударил больнее всего по мелкому бизнесу. Владельцы небольшого магазинчика антиквариата, чтобы как-то поддержать торговлю, решили кормить своих посетителей нехитрой едой -- сэндвичами и домашними десертами.
Кто мог подумать, что в век унификации и безудержного роста сетей скромное начинание будет успешным? Стандартные гамбургеры и пицца оказались нужны не всем. Нашлось немало любителей простой, но вкусной домашней еды, а необычная уютная атмосфера антикварной лавки не оставляла посетителей равнодушными.
Со временем скромный магазин с кафе обзавелся поклонниками, а в 1996 году кафе выкупил нынешний президент и СЕО Potbelly Брайант Кейл.
Второе заведение открылось спустя год. Еще через год была запущена программа выездного обслуживания. В 2005 году открыли сотое кафе, а компания была включена в список 500 самых быстрорастущих. Теперь сеть бутербродных состоит более чем из 200 заведений. Все они принадлежат самой компании. Potbelly отказалась от франчайзинга.
Рецепт выживания
Главное достоинство Potbelly -- свежайшие, еще теплые булки, испеченные прямо в кафе, лучшие ингредиенты, вручную приготовленные салаты, «домашний» подход и оригинальная, «старинная» атмосфера остаются прежними, такими же, как в самом первом магазинчике на Линкольн-авеню. Каждый посетитель может заказать свой оригинальный сэндвич, салат или десерт, что для других заведений такого плана -- нонсенс. Potbelly даже признавалась «рестораном года в штате Иллинойс». Неплохая карьера для бутербродной. Как оказалось, конвейерный тип -- не единственный вариант работы на рынке питания. И, кстати, достаточно прибыльный: при умеренных ценах на сэндвичи -- менее $ 4 -- каждое из заведений продает в год более чем на $ 1 млн.
Весьма простая бизнес-идея, но воплощенная с любовью, позволяет компании выживать и сейчас, предлагая посетителям все новые варианты блюд.
«В Potbelly во всем сквозит энергетика. Это я называю бурной страстью к потребителю».
Дэн Левитан, член совета директоров Potbelly