Нет такого органа

Я не поддерживаю силовые методы борьбы с коррупцией. Возникает вопрос: а кто будет контролером над контролером? Кроме того, силовую программу можно реализовывать, когда у вас есть какой-то некоррупционный орган, пользующийся уважением со стороны общества. Таких органов, на мой взгляд, у нас сейчас нет. Кроме того, силовые методы характеризуются значительными рисками, связанными с переходом коррупции на новый уровень. Многие страны, например Китай, с этим сталкивались, когда масштабно применяли силовые меры, и получали новый виток коррупции. Мне кажется, для нашей страны нужно выявлять конкретные причины коррупции и пытаться их устранить там, где это возможно. Если у вас созданы административные барьеры, и они существуют достаточно долго, то чиновнику просто вымогать взятку. У бизнеса нет других вариантов.

При использовании силового метода возникают риски, что этот метод будет использован для того, что некие группы интересов, которые имеют доступ к этому механизму, захватят власть. Если это случается, происходит просто замена одного клана на другой. Система одна, и вы создаете одному элементу системы преимущество, которое может быть использовано и добросовестно, и недобросовестно. Я не думаю, что с данным государственным аппаратом и с данной системой управления возможно добросовестное использование.
Прежде чем принимать любые программы и указы по борьбе с коррупцией, нужно понимать, каким образом устроены интересы и внутри государственного аппарата, и вовне его: в обществе, в бизнесе, среди общественных организаций и институтов гражданского общества. Необходимо понимать, насколько ваши решения будут блокироваться и имитироваться внутри госаппарата, кто будет им противодействовать. Необходимо понимать и то, насколько ваши меры будут поддерживаться хозяйствующими субъектами, бизнесом, институтами гражданского общества.
Поэтому нормативные акты нужно принимать группами, которые представляют в том числе интересы бизнеса и общества. Во-первых, для того чтобы они понимали, каким образом будут устроены эти правила, каким образом они будут действовать, и во-вторых, чтобы они могли быть причастными к формированию этих правил.
Есть много узких мест и в «Национальном плане противодействия коррупции», и в законе о противодействии коррупции. Общественные группы не поддерживают эти меры, потому что понимают, что все это, мягко говоря, текст на бумаге и ничего фактически не изменится. Потому что нельзя внутри государства внедрить антикоррупционные программы с теми же самыми органами власти, которые являются объектами этих программ.
Не работают законы потому, что не учитываются интересы, потому что меры направлены прежде всего на узкий круг коррупционных сделок, не учитывается, какие в рамках конкретных коррупционных сделок есть интересы у взяткодателя и у взяткополучателя. Я приведу простой пример -- коррупция с недобровольным обменом, то есть когда вымогается коррупционная рента со стороны чиновника. Приходит бизнесмен к чиновнику для получения некоторого разрешения или лицензии. Этот чиновник вымогает ренту. Какими могут быть действия бизнесмена: а) дать взятку и сделать это быстро; б) пожаловаться и не получить ничего в конечном итоге, потому что нет адекватного механизма принуждения к исполнению; в) он может уйти либо в тень, либо сменить вид деятельности. Понятно, что механизм принуждения к исполнению играет ключевую роль.
Если бизнесмен уверен, что ему никто не поможет, то он, скорее всего, просто даст взятку. Для того чтобы он пошел жаловаться на недобросовестного чиновника, он должен понимать, что действие, которое он намеревался реализовать, будет исполнено, что ему компенсируют ущерб и что чиновник, который вымогал с него ренту, будет наказан. Когда у бизнесмена сложится такое понимание и представление об окружающей среде, тогда он будет действовать. Пока у него нет такого представления, антикоррупционные законы не будут работать.
Комментарий Максим Овчинников, заместитель главы аналитического департамента Федеральной антимонопольной службы
«Силовую программу можно реализовывать, когда у вас есть некоррупционный орган, уважаемый обществом.