Лечить нельзя резать

Система Почему не работают меры по борьбе с коррупцией? Вроде ведь и законы правильные принимаются, и президент часто на эту тему выступает. Но, может быть, госаппарат прогнил гораздо сильнее, чем это представляется даже его критикам? В этом случае для лечения болезни потребуются более радикальные средства.

В статье «Принуждение к коррупции», опубликованной в №43 «Делового Петербурга» за 13 марта, мы привели цифры, показывающие ошеломительные масштабы коррупции в нашей стране. Цифры максимально достоверные, обнародованные уважаемыми учеными на прошедших недавно в Петербурге Леонтьевских экономических чтениях.
Конечно, любые исследования в области, столь закрытой для глаз общества, не могут быть точными, но даже по умеренным оценкам, уровень коррупции в России сравним с ВВП страны.
Кажется, власти занимаются проблемой, но результатов нет. Что неудивительно, если учесть, что по распределению коррупционных доходов в стране лидируют вовсе не гаишники, а высшие федеральные органы власти, и все больше грязных денег коррупционеры тратят на продвижение наверх нужных кадров и идей. Об этом тоже говорят эксперты -- директор Института социологии РАН Ирина Елисеева и доцент Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Анастасия Щирина.
Под новый, 2009 год Государственная дума приняла Федеральный закон «О противодействии коррупции». Проект этого закона предлагался еще Верховному Совету Российской Федерации в 1992 году, но с десяток лет лежал под сукном. Восемь лет назад проект закона был вновь внесен в парламент, и даже рекомендован Комитетом по безопасности к рассмотрению. Через полгода проволочек закон был вынесен на первое чтение, его даже включили в повестку дня сессии Госдумы 20-21 июня 2002 года. Впрочем, в тот раз у депутатов оказались дела поважнее, и закон вначале перенесли на осень, а потом о нем как бы забыли. С тех пор то один, то другой государственный муж будировал тему, впрочем, без последствий. Закон был принят только после того, как оттуда были убраны нормы, позволявшие его на деле применять. С тем, что так и не создано механизмов принуждения к исполнению закона против коррупции, согласен заместитель главы аналитического департамента Федеральной антимонопольной службы Максим Овчинников. Он считает, что меры не ведут к успеху потому, что у чиновников не устранена сама возможность вымогать «административную ренту». «Нельзя хватать чиновника за руку и при этом создавать условия для коррупции, -- говорит Овчинников. -- Например, лицензирование в строительстве своих целей не достигает, потому что принуждение к исполнению норм после выдачи лицензии не осуществляется».
Вроде бы и власти говорят о том, что нужно снимать излишние барьеры. Беда, однако, в том, что чиновники монополизировали власть и, видимо, боятся привлекать к решению проблемы коррупции и бизнес, и общество.
Факт
Наценка на товары из-за коррупции
10-15% Потребитель, по данным ученых из Гарварда, платит больше из-за «коррупционной ренты», которая распределяется по стоимости всех товаров, изготовляемых в России.
Потребитель, по данным ученых из Гарварда, платит больше из-за «коррупционной ренты», которая распределяется по стоимости всех товаров, изготовляемых в России.