Умный балет Ратманского

На неделе внимание привлекли сразу две эффектные балетные премьеры. В Михайловском театре Фарух Рузиматов возобновил «Корсар», Мариинский театр представил «Конька-Горбунка» в постановке Алексея Ратманского.

Рузиматову, совсем недавно собиравшему шквал оваций собственными выступлениями в «Корсаре», удалось сохранить «подлинность»: в спектакле есть романтический пыл и милая русскому сердцу «ориентальность». В наших унылых широтах «настоящая жизнь» невозможна, она существует только под ярким солнцем, где душистый воздух прорезают минареты и кипарисы, где кипят страсти, бурлит кровь, сверкают клинки, удача и неудача меняются местами ежечасно и морская пучина может обернуться либо гибелью, либо спасением. Постановщики смогли передать биение «настоящей жизни» настолько, что их версию «Корсара» впору называть «романтическим триллером». Соавтором успеха является художник-постановщик Валерий Левенталь: его изысканные декорации создают для динамичной фабулы роскошную раму. За энтузиазмом солистов угадывается колоссальная работа репетиторов -- бьющую через край энергию удалось удержать в жестких классических рамках.
Мариинский театр представил другой балет «с историей». Первый раз сказка Петра Ершова на балетной сцене появилась в 1864 году; хореограф Артюр Сен-Леон и композитор Цезарь Пуни национальным сюжетом приветствовали отмену крепостного права. «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина появился через 100 лет, и в 1981 году балетом впервые дирижировал Валерий Гергиев. Задумав новую постановку «Конька», маэстро дал слово композитору, что лично встанет за пульт в вечер премьеры. Для постановки был приглашен самый востребованный русский балетмейстер Алексей Ратманский. «У него есть лукавство, острый глаз, юмор, ум, -- рассказывает Щедрин. -- И теперь все это я вижу в постановке».
Максим Исаев, работая над оформлением оперы, черпал образы у Малевича. Исполинская луна, красный «квадрат», конструкция «то ли печка, то ли трон»: сценография позволяет проявиться всем постановочным находкам. Мастерские многофигурные перестроения, лихие пляски или остроумные микрожесты -- любая из придумок Ратманского в сценическом пространстве работает по максимуму. Впечатления «бедности» не возникает благодаря костюмам, где есть аллюзии, ирония, яркость и стиль. В первый вечер Михаил Лобухин представил Иванушку простодушным увальнем, Илья Петров был неугомонным Коньком, а в образе Царь-Девицы блеснула техникой темпераментная Виктория Терешкина. Следующим вечером зрители оценили, насколько кстати в партии Иванушки подростковая хрупкость Леонида Сарафанова. Вместе с Григорием Поповым -- резвым Коньком -- они составили пару шалопаев-везунчиков.
Другой удачный дуэт -- кремлевские обитатели: Царь Романа Скрипкина, безусловно, не самое сильное звено властной вертикали; Спальник Ислома Баймурадова -- симпатичное «исчадье ада». Отдельных аплодисментов заслуживает оркестр, который, по оценке самого Щедрина, «сверкал и пылал».
Варвара Свинцова, журналист
Алексей Ратманский сумел поставить «Горбунка» умно и иронично -- то есть адекватно музыке Щедрина.
рисунок:виктор тихомиров