Главная проблема -- в кадрах

У нас очень здорово разбалансирована структура подготовки кадров по специальностям. Кроме того, для того, чтобы готовить качественных специалистов, нужен очень квалифицированный преподавательский состав. А у нас произошел существенный разрыв поколений, и есть проблема с квалифицированными сорокалетними преподавателями, доцентами, а также молодыми профессорами. Это ключевая проблема. Что касается платных мест, то правительство собирается субсидировать образовательные кредиты, заставлять банки выдавать их. Это, наверное, правильно, потому что куда после школы может молодой человек пойти? Где он нужен на рынке труда? Особенно нигде. Наши школы же не готовят человека к трудовой деятельности. Поэтому его нужно учить либо в вузе, либо в ПТУ. Система ПТУ практически разрушена, хотя сейчас восстанавливается. Правда, многие предприятия, которые начали готовить для себя высококвалифицированные кадры, сейчас сами в довольно тяжелом положении. Казалось бы, вузы, которые хотят пересмотреть структуру специальностей, могли бы обратить внимание на сектор IT.

Этот сектор у нас довольно бурно рос в последнее время, и заплаты там росли довольно бурно, здесь у России довольно серьезные позиции. Специалисты IT, конечно, будут востребованы, здесь не должно быть никакого спада конкурса. Но на IT быстро не перейдешь, это фундаментальная школа, которая создается десятилетиями. На уровне готовить IT-специалистов смогут лишь те, кто традиционно работает в этой области.
У нас лидерами в части подготовки IT-специалистов являлись Университет ИТМО, ЛЭТИ, Университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича, где развивается IT-парк, Балтийский технический госуниверситет (бывший Военмех).
Что касается ситуации с юристами и экономистами, то к их переизбытку привели не только чисто рыночные механизмы. У нас ведь проходила всеобщая университетизация вузов. А критерием университетизации было разнообразие специальностей. Университет -- это ведь другие бюджеты, другой статус, здесь люди гнались за бюджетными деньгами. А для подготовки юристов и экономистов ведь ничего не надо, в отличие от IT или серьезных инженерных специальностей.
Это лишний раз доказывает, что использовать бюджетные деньги -- все равно что поливать пустыню; конечно, если ее поливать сто лет, что-нибудь да вырастет. Но это не самый эффективный способ.
Комментарий Александр Янчевский, директор Международной школы менеджмента Vlerick Leuven Gent в Санкт-Петербурге
«Проблема с квалифицированными сорокалетними преподавателями, доцентами, молодыми профессорами.