Кризис, созданный собственными руками

СПб. Джилл Барад, управлявшая в 1990-х компанией Mattel, вначале вознесла ее до небес, а потом чуть не свела в могилу банкротства.

Имя куклы Barbie (в этом году ей стукнет 50 лет) неразрывно связано с именем Джилл Барад.
В память о заслугах
Бывшая манекенщица Джилл Барад, одним скачком переместившись из отдела рекламных сувениров в кресло директора по маркетингу, вызывала закономерную зависть и вместе с тем восхищение. Все ее идеи становились хитами: чернокожая Barbie, Barbie-латинос, Barbie-президент, Barbie-солдат и даже Barbie-инвалид. Продажи куклы выросли за несколько лет с $250 млн до почти $2 млрд. И в 1997 году Джилл заняла пост президента компании Mattel.
Но характеристика «отличный маркетолог» вовсе­ не означает «отличный стратег» или «грамотный менеджер».
Барад начала активно приобретать компании по достаточно странной логике, попутно избавляясь от людей, которые ей возражали. За 2 года шесть ее непосредственных подчиненных оставили компанию «по причинам личного характера», еще больше было «сосланных». Барад допускала просчеты в планировании, которые выражались в росте неликвидов, но ей это сходило с рук. Ведь ее Barbie приносила более 60% прибыли Mattel, покрывая все убытки. Но на беду у Барад появилось новое увлечение, в результате чего она покупает производителя программного обеспечения The Learning Company за $4,5 млрд. Против этой сделки были и эксперты, и консультанты, но Барад продавила ее в совете директоров, и покупка состоялась. Тут же выяснилось, что TLC дышит на ладан.
В пропасть
Обещанные Барад $50 млн прибыли оказались $105 млн убытка. Но она продолжает уверять инвесторов в светлом будущем. Убытки же продолжают расти, капитализация Mattel падает без остановок. Четыре раза Барад обещает прибыль. И каждый раз убытки все больше. Терпению акционеров приходит конец.
Барад покидает компанию с «золотым парашютом» в $40 млн. Ее сменяет Боб Эккерт, который получает феноменальный даже для США пакет бонусов. Но Эккерт все же стоит своих денег.
В 2000 году рынок взрывает конкурент Barbie -- кукла Bratz. На фоне хронических убытков и ужесточившейся конкуренции Эккерт умудряется за 2 года вернуть компанию к прежним показателям, запустить целый ряд новых прибыльных продуктов и поднять стоимость акций более чем в 2 раза. А покупку Барад -- TLC -- Эккерт отдает «всего лишь за процент от роста стоимости, если покупателю удастся добиться такового».
Джилл Барад возглавляла крупнейшую компанию США, выпускающую игрушки, 31 года.
фото: reuters
На заметку
Ошибки крестной мамы куклы Barbie
Неудачи Джилл Барад на посту генерального директора Mattel объясняют тем, что, неплохо разбираясь в тактике, она ничего не понимала в стратегии.