00:0016 марта 200900:00
151просмотров
00:0016 марта 2009
СПб. Джилл Барад, управлявшая в 1990-х компанией Mattel, вначале вознесла ее до небес, а потом чуть не свела в могилу банкротства.
Имя куклы Barbie (в этом году ей стукнет 50 лет) неразрывно связано с именем Джилл Барад.
В память о заслугах
Бывшая манекенщица Джилл Барад, одним скачком переместившись из отдела рекламных сувениров в кресло директора по маркетингу, вызывала закономерную зависть и вместе с тем восхищение. Все ее идеи становились хитами: чернокожая Barbie, Barbie-латинос, Barbie-президент, Barbie-солдат и даже Barbie-инвалид. Продажи куклы выросли за несколько лет с $250 млн до почти $2 млрд. И в 1997 году Джилл заняла пост президента компании Mattel.
Но характеристика «отличный маркетолог» вовсе не означает «отличный стратег» или «грамотный менеджер».
Барад начала активно приобретать компании по достаточно странной логике, попутно избавляясь от людей, которые ей возражали. За 2 года шесть ее непосредственных подчиненных оставили компанию «по причинам личного характера», еще больше было «сосланных». Барад допускала просчеты в планировании, которые выражались в росте неликвидов, но ей это сходило с рук. Ведь ее Barbie приносила более 60% прибыли Mattel, покрывая все убытки. Но на беду у Барад появилось новое увлечение, в результате чего она покупает производителя программного обеспечения The Learning Company за $4,5 млрд. Против этой сделки были и эксперты, и консультанты, но Барад продавила ее в совете директоров, и покупка состоялась. Тут же выяснилось, что TLC дышит на ладан.
В пропасть
Обещанные Барад $50 млн прибыли оказались $105 млн убытка. Но она продолжает уверять инвесторов в светлом будущем. Убытки же продолжают расти, капитализация Mattel падает без остановок. Четыре раза Барад обещает прибыль. И каждый раз убытки все больше. Терпению акционеров приходит конец.
Барад покидает компанию с «золотым парашютом» в $40 млн. Ее сменяет Боб Эккерт, который получает феноменальный даже для США пакет бонусов. Но Эккерт все же стоит своих денег.
В 2000 году рынок взрывает конкурент Barbie -- кукла Bratz. На фоне хронических убытков и ужесточившейся конкуренции Эккерт умудряется за 2 года вернуть компанию к прежним показателям, запустить целый ряд новых прибыльных продуктов и поднять стоимость акций более чем в 2 раза. А покупку Барад -- TLC -- Эккерт отдает «всего лишь за процент от роста стоимости, если покупателю удастся добиться такового».
Джилл Барад возглавляла крупнейшую компанию США, выпускающую игрушки, 31 года.
фото: reuters
На заметку
Ошибки крестной мамы куклы Barbie
Неудачи Джилл Барад на посту генерального директора Mattel объясняют тем, что, неплохо разбираясь в тактике, она ничего не понимала в стратегии.