Время экономить десятицентовики

Интервью Генеральный директор «Ленэкспо» Сергей Алексеев про движущие силы капитализма и вред бумажных буклетов

Ключевая тема сейчас по-прежнему кризис. Насколько может сократиться на его фоне выставочный рынок Петербурга, России?
--От 20-30 до 50%. Аналитики из США и Англии говорят, почему все так получилось. Глубоко копают, начиная с движущих сил капитализма -- страха и жадности.
Ведь, по сути, люди потратили деньги, которые надо было копить. Производства встали, самолеты не летают. Страдают поставщики стали, электроники и т.д. С другой стороны, выставки и конгрессы -- это механизм в воспроизводстве капитала. Бизнесменам надо встречаться, чтобы продавать. Поэтому выставочный бизнес будет востребован.
Другое дело, что денег сейчас практически ни у кого нет. Предприниматель не может строить трехэтажные стенды, заказывать шикарные гостиницы, платить огромные деньги аналитикам. Нужно все делать дешевле.
И как предлагается сокращать издержки?
--Нужно экономить десятицентовики и центы! Меньше платить выступа­ющим, снижать транспортные расходы, сокращать время мероприятий. Отдельная статья -- отказ от бумажного делопроизводства: печати буклетов, брошюр, рекламных плакатов. Реклама мероприятий и регистрация может быть электронной.
Это применимо в России?
--Вполне! Мы сейчас меняем структуру. Будем использовать технологические схемы, которые делают продукт более продаваемым. Американцы, кстати, совершенно иначе проводят мероприятия. Например, скучнейшее мероприятие -- открытие форума. Как это обычно в России? C речами выступают губернатор, министр… Там ничего этого нет! Собрались для вручения призов лучшим организаторам выставок, а ведет программу лучший комик США...
Любопытный формат.
--Думаю, что и для России это отчасти применимо. Говорят же -- нужны изобретения, инновации. Нам не хватает оптимизма. В самые тяжелые моменты нужно рассказывать анекдоты. Главное мероприятие -- это не лекция и не доклад, а мозговой штурм, в ходе которого рождаются идеи по решению проблем. Вот, например, отсутствие денег...
А не возникнет такая ситуация: выставочный бизнес оптимизируется, будет экспериментировать, а всем остальным из-за кризиса просто нечего будет показывать?
--Действительно, производители первичны, а рекламщики, организаторы выставок вторичны и даже третьестепенны. Но понятно и то, что есть направления, которые будут востребованы всегда: есть людям надо, ездить надо, энергетика нужна… Только если раньше мы говорили, как деньги потратить, то теперь должны говорить, как сэкономить.
Власти России говорят о поддержке банков, реального сектора... Вас государство поддерживает?
--Конечно. К прошлому экономическому форуму город отремонтировал территорию. По государственному бюджету у нас идет промоушен.
А планы по проведению очередного Петербургского экономического форума (ПЭФ) как-то меняются? Все-таки кризис.
--ПЭФ будет проводиться и в 2009 году. Но «Ленэкспо» на этом форуме является только площадкой. Проводит ПЭФ специальный фонд. На мой взгляд, это мероприятие надо оптимизировать. Брать пример с Давоса, хотя там и другая система финансирования -- платят участники.
Давос, по сути, превратился в международный клуб. Там взнос -- 20 тыс. евро в год и даже больше. Как профессионал могу сказать -- нужна самоокупаемость. Нам же пока далеко даже от простейшей экономии -- с нашими шикарными приемами, концертами на Дворцовой...
Не так давно шла речь о строительстве в «Ленэкспо» бизнес-центра и гостиницы.
--И гостиница, и бизнес-центр остаются в планах. Конкретная реализация будет зависеть в том числе от территориальных условий. Есть прекрасное место напротив нас, там находится яхт-клуб военно-морской базы. Я там, кстати, получал капитанский диплом...
Так вот, была идея: сохранить яхт-клуб на территории (около 5,5 га) при частичной застройке теми же гостиницами... К сожалению город меня не поддержал.
Судя по рынку коммерческой недвижимости, потребность в бизнес-центрах с началом кризиса сократилась.
--Наша идея -- это даже не бизнес-центры (которых сейчас действительно переизбыток), а World Trade Center. Сейчас, к примеру, в Абу-Даби реализуют проект при поддержке властей ОАЭ: выставочные павильоны, пятизвездочная гостиница Hyatt и бизнес-сити. Все на одной площадке. WTC -- это технология будущего. В свою очередь многие нынешние проекты либо нефункциональны, либо неосуществимы в условиях кризиса. Может быть, нам стоит обсудить совместные действия. Как председатель Европейского отделения Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) я просто обязан помочь. Запалить очередной миллиард евро не проблема -- и что?
Вряд ли у кого-то сейчас есть лишние миллиарды...
-- В любом случае наши государственные деятели и бизнесмены должны в первую очередь думать о рентабельности. Если на то пошло, в ближайшие 10-15 лет городу вообще будет достаточно «Ленэкспо». Во всем мире размер городского экспоцентра рассчитывают исходя из размера РВП (регионального валового продукта). На один миллион РВП примерно 0,5 м2 выставочной площади, то есть для Петербурга получается 60-80 тыс. м2. У нас есть программа развития «Ленэкспо 2020» -- мы как раз планируем расширить в ближайшие годы свои выставочные площади до 60 тыс. м2.
Генеральный директор «Ленэкспо» Сергей Алексеев прогнозирует сокращение рынка выставок в 2 раза.
Фото: trend / антонина байгушева
«Люди потратили деньги, которые надо было копить. Производства встали, самолеты не летают. Но бизнесменам надо встречаться, чтобы продавать.