Кино без прав и доходов

СПб. Предприниматель, писатель и кинопродюсер Надежда Копытина рассказала «ДП» о том, как правообладатели в России теряют доходы от фильмов и что ожидает кинорынок в будущем.

Недавно в издательстве «Эксмо» вышла ее первая книга «Хочу попасть в Forbes: путь к миллиарду Надежды Копытиной». Теперь начинающий автор пишет книгу, в которой, по ее словам, хочет рассказать всю правду о российском кинопродюсерстве. Благо киноопыт у нее есть: в 2007 году Надежда Копытина выступила генеральным продюсером полнометражного фильма «Ванечка», завоевавшего ряд наград на различных киносмотрах.
Помимо всего прочего Надежда -- основатель и президент занимающейся производством и поставкой морепродуктов группы компаний «Ледово», а также владелец кинокомпании «Глобал Экшн Групп».
Какие аспекты кинопродюсерства вы планируете осветить в вашей новой книге?
-- Я собираюсь рассказать, в частности, о том, каким внимательным нужно быть при передаче прав на изготовленные вами кинопродукты третьим лицам и как получать прибыль от фильмов.
В качестве примера можно привести историю с фильмом «Ванечка», который делался на мои деньги при содействии Фонда им. Михаила Калатозова. Когда фильм еще снимался, права на него были уже проданы одному из телеканалов. В результате я ничего не получила от первых показов фильма.
Я очень неграмотно составила все договора. Получалось, что я и деньги плачу, и права отдаю. Многие кинопроизводители ловят на это таких неопытных людей, какой была я на тот момент. В договоре было указано, что, как только мои партнеры получают первые деньги, они сразу начинают со мной делиться. И вот им пришли первые $500 тыс., но делиться они не захотели. Было несколько судебных заседаний, и я не очень смело себя вела, потому что испугалась, что ничего не получу, ни денег, ни прав. Поэтому я отступила и предпочла договориться: получить права, но не отстаивать деньги. Уверена, что и деньги бы получила, будь я понастойчивее. Но я ни о чем не жалею. Я получила права, но не получила тех доходов, на которые могла бы рассчитывать. Хотя я получила деньги за права на Украине и за DVD-права.
Фильм получил хорошие оценки в Европе. Каким, на ваш взгляд, должно быть российское­ кино, чтобы быть интересным западному зрителю?
-- В 2008 году я показывала­ «Ванечку» в Каннах, прое­хала с ним по Германии и Восточной Европе, увидела, как тепло принимают фильм зрители -- хотя, конечно, к нему относятся как к иностранному кино. Нужно учитывать интересы западного зрителя, чтобы делать такой продукт, который там будет востребован. Нужно не в дудочку играть, а осуществить желание высказаться, про этом соблюдая законы успеха.
Закон успеха -- это хорошая история, актеры-звезды и рекламный бюджет. У меня в кино были все три составляющие. Правда, я не учла конфликта с продюсерами, который отодвинул продажи фильма на год. Этот фильм может быть паровозом, к которому всегда можно будет цеплять любой другой продукт, и его будут хотеть купить.
Сейчас мир пройдет рубежи критических событий, и кто-то потом захочет поизучать, а как это происходило в той или иной стране мира. И «Ванечка» вполне может быть таким киносвидетельством. Действие «Ванечки» происходит в 1998 году, в эпоху Ельцина. Там есть пара ляпов исторических, но в целом все получилось близко к достоверности. Это очень трогательный фильм о том, как девушка вбила себе в голову, что благодаря этому Ванечке она осталась в живых, и втемяшилось ей в голову во что бы то ни стало этого чужого ребенка воспитать, не отдавать в детдом. Несмотря на то что у нее нет ни прописки, ни денег -- ничего в Москве, она заботится о нем как о родном. Мысль, которая проходит через фильм, -- не отдавайте детей в детдом.
По-вашему, как кризис изменит российский кинорынок?
-- Как мне кажется, после кризиса все будет еще более­ монопольно. И для того, чтобы кто-то в кино сделал что-то неожиданное, нужны будут частные деньги. Сделанный на частные деньги фильм могут не поставить на телеканал, но зато он может сработать в прокате.
Конечно, прежде всего нужно по-настоящему научиться делать коммерческое кино. Например, комедия «Любовь-морковь» -- это коммерческий продукт, который при всех своих натяжках позволяет продюсерам заработать, и это позволяет потом сделать следующий шаг. В целом могу сказать, что в условиях кризиса появление спонтанных, новых, неожиданных проектов будет возможно года через три, не раньше.
Лично я, несмотря на кризис, от кинопродюсерской деятельности отказываться не собираюсь. У меня амбиции такие, что если делать, то делать мировые шедевры. Русское кино для тренировки хорошо, но нужно идти дальше.
Надежда Копытина уверена, что уже может рассказать о кинопроизводстве «всю правду».
фото: владимир Осиченко
Кстати
Бизнес взял модное слово на вооружение
«Меценатство -- важный источник поддержки культурного развития страны, -- объясняет свой интерес к сфере кинопроизводства Надежда Копытина. -- Я рада, что имею возможность активно заниматься продюсерской и благотворительной деятельностью».
/ledovo.ru/
Цифра
Деньги меркнут рядом с любовью к кино
$2 млн вложила кинопродюсер и предприниматель Надежда Копытина в производство фильма «Ванечка».
/openmarket.ru/